Небольшая группа участников из команды Petzl под руководством Ули Штека (Ueli Steck) посетили ледовый Ouray Ice Festival в одноименном городе в штате Колорадо, США. Они имели возможность ознакомиться с самым знаменитым маршрутом Скалистых гор – сначала навестив первопроходца этого маршрута, живущего в г. Боулдер (Boulder), а потом совершив собственное восхождение.
Отчет Гийома Валло (Guillaume Vallot):
Теперь очередь Мэтью Менадье (Mathieu Maynadier) пролезать Octopussy
В апреле 1994 г. серия фотографий потрясла весь вертикальный мир. На одной из них – особенно шокирующей – скалолаз на труднейшем нависании, одетый в гортекс, в кошках Charlet Moser и с ледовым инструментом того же бренда. Чтобы добраться до маленького участка льда, нависающего над пропастью, Джефф Лоу использовал скалолазную технику. Он раздвинул границы комбинированного лазания – лед медленно, но верно уступал свою ведущую роль чему-то новому. Джефф Лоу стал универсальным альпинистом, намного опередив свое время. Даже несмотря на то, что его восхождение в альпийском стиле по южной стене Ама-Даблам (Ama Dablam) и по своему собственному маршруту под названием Метанойя (Metanoïa) по северной стене Эйгера (Eiger) радикально изменили стандарты в соответствующих областях, Octopussy – первая пройденная М8 в истории – стала настоящим потрясением для всего скалолазного мира. Редко какой фотографии удается вдохновить столько людей на смелые мечтания, подтолкнуть к выбору призвания, открыть так много новых горизонтов: отдельные миры скалолазания и ледолазания теперь слились воедино.
Ули Штек в начале маршрута Octopussy, между скалой и ледяным столбом
Двадцать лет спустя, почти в тот же самый день, по дороге на ледовый фестиваль в Ouray Ice Festival, Ули Штек заглянул навестить Джеффа Лоу, который, к сожалению, последние десять лет страдает болезнью Паркинсона. Затем он остановился на полдня у известняковых скал Амфитеатра в Вэйле (Vail). В последние тридцать лет это место представляет собой настоящий универсальный полигон для комбинированного лазания. Там же расположена цель его путешествия – Octopussy.
Когда появились фотографии с Octopussy, мне было 18 лет. Они захватили мое воображение. В то время для меня этот маршрут был чем-то невозможным. Я никогда не думал, что однажды я смогу пролезть его. Я уже занимался альпинизмом и совершил восхождение на Эйгер, но ледолазанием только начал заниматься и лазал в пластиковых ботинках. Такие маршруты вдохновляют. Он был недостижимым для меня в тот момент, но он подстегивал меня, мотивировал усердно тренироваться. Octopussy – это один из тех легендарных маршрутов, которые я пообещал себе когда-нибудь пролезть. Хоть он оказался и не таким уж сложным, это уже часть истории, и это хорошо. Когда я впервые увидел Амфитеатр, я удивился, поскольку маршрут был уже доработан и продолжен.
Амфитеатр в Вейле, вид с правой стороны. На ледовом столбе Эрван Ле Ланн (Erwan Le Lann)
Все маршруты пробиты (кроме тех, на которых шлямбура изначально не предусмотрены), есть маршруты сложностью до М13. Octopussy – красивая трасса. Начало тяжелое – вверх по нависающей скале, с тремя шлямбурами и несколькими весьма сложными перехватами. Следующие двадцать метров представляют собой тонкий лед. Этот участок впервые был пройден в 1993 г. и назван Седьмым щупальцем (The Seventh Tentacle). Первоначально присвоенная ему категория сложности – W16+. Здесь в вашем распоряжении два шлямбура. Затем простой траверс идет до двугранного угла на нависании. Здесь вы встегиваетесь в два дублированных крюка, можно также при необходимости добавить свои точки.
Дальше нужно сделать три смелых движения над бездной – и вы снова стоите на льду. Затем начинается рискованный участок. Когда я проходил здесь онсайтом, мне пришлось решать, куда идти. Вначале я подумал, что могу обойти слева, но в конце концов пошел направо по пути первопроходца. Работать ледовым инструментом было очень тяжело, поскольку лед здесь тонкий, а "щупальца" очень короткие. Вот и всё. Даже если самая тяжелая часть маршрута короткая, маршрут в целом разнообразен. Там есть один действительно великолепный участок. Я не хотел бросать онсайт, и поэтому хватался за инструмент крепче, чем нужно. Перед Джеффом стояла такая сложная задача. Он делал столько удивительных вещей! Мне кажется, он далеко опередил свою эпоху. Он никогда не думал о том, чтобы зарабатывать деньги альпинизмом. Он просто влюблен в горы, он настоящий альпинист. Когда видишь его, думаешь: нужно наслаждаться каждым моментом жизни, все это – счастливый дар, и это может кончиться в любой момент. Его любовь к горам чувствуется до сих пор, и его пример учит нас смелости. Он заслуживает огромного уважения.