whatsapp 8 495 134 74 46
29 июня 2020

Trans Crimean Mountains: как пробежать 232 километра по горам

Рассказывает Яков Френклах

Крым для меня - это особенное место. Здесь начинался мой альпинизм, на скалах Байдаро-Кастропольской стены, здесь же прошли 5 бешеных лет в организации крутого трейла Crimea X Run, еще 4 кемпа X Camps за три последних года и самостоятельные сборы. Именно благодаря всему этому здесь появился новый маршрут FKT TransCrimeanMountains длиной 232 километра и с 12300 метрами набора высоты.

Маршрут FastestKnownTime в Крыму

Меня привлекает автономное прохождение интересного, красивого и длинного маршрута, и мысль пройти что-то такое в Крыму зрела в моем сознании с 2017-го. Тогда я даже сделал первые прикидки в построении маршрута на основе треков гонки, а далее по картам и советам бывалых. Идея была пройти большую часть (главное, самую интересную и насыщенную) горного Крыма с Запада на Восток.

Маршруту в окончательном его виде было суждено появиться только в 2020, когда вся мировая ситуация подталкивала к относительно немассовым видам активности. И только этим летом, уже в окончательной редакции, я зарегистрировал маршрут на сервисе FastestKnownTime.com, чтобы, во-первых, им удобно было пользоваться (там есть трек и описание маршрута), а во-вторых предпринять попытку прохождения с занесением результата туда.

Со мной захотели попробовать пройти маршрут еще двое товарищей, Дима Волков из Севастополя и Антон Ререкин из Сочи. Я выбрал формат Self-supported, то есть без использования внешней поддержки (я мог пользоваться только естественными источниками воды и магазинами для пополнения запасов, и не мог пользоваться группами поддержки и любой внешней помощью), парни же решили использовать поддержку (их формат -  Supported). Чуть позже выяснилось, что мы не можем стартовать вместе, так как мне по правилам формата запрещено двигаться с кем-то вместе.

Подготовка вышла обстоятельной. Я досконально изучил маршрут на предмет источников воды и прикинул график прохождения, чтобы понять где я буду в какое время и свел это в табличку, которую распечатал и заклеил скотчем, чтобы пользоваться в пути. В своем снаряжении я учел множество нюансов, собрал действительно “удачный” и легкий рюкзак, в котором было все необходимое, но не было ничего лишнего. В своей снаряге я был уверен. Вот список всего, что я имел с собой со старта:

Разбор рюкзака для горного трейла

По снаряжению. Все отработало идеально, практически ничего лишнего и ни в чем не нуждался. Не использовал только большую часть аптечки, запасной фонарь, репшнур, рукава, запасную футболку. Рюкзак удалось собрать очень удобно, за исключением главной гермы, которая была слишком плотной в начале и натерла спину. В первую ночь перераспределил снаряжение и использовал Боро Плюс и Вазелин, спина выжила до конца. Из больших плюсов рюкзака - возможность пользоваться всеми карманами на ходу (за исполнением кармана прямо на спине для гидратора и соседнего отделения.

Еда:

Рассказ про сам маршрут я не смогу сделать полным. Это как описание целой жизни, было столько всего… Перед стартом я был абсолютно спокоен. Ночью я отлично спал и после завтрака был полностью готов погрузиться в маршрут.

За эти 3 дня менялась погода - от жары до ливней и обратно. Менялись пейзажи, запахи, день сменялся ночью.

Крымские пейзажи

Первый день прошел очень бодро. Мне приходилось сильно сдерживать свой темп, смотря за пульсом, который из-за жары пытался перейти границы разумного. Воды на маршруте хватало, за исключением одного участка до перевала Байдарские ворота. Это был очень красивый первый день из очень красивых трех дней. Вечером я наслаждался ароматами мокрой сосны на Ай-Петринской яйле, а ночь началась для меня в Большом Каньоне Крыма. Там я достал свой фонарь и снял его только в начале подъема по хребту Стиля-Богаз в районе Ялты. Ночью мне пришлось дважды поспать по полчаса - это был тактический ход. По идее ночь можно пробежать/пройти и без сна, но учитывая, что на маршруте она будет не единственной, это была бы не лучшая тактика. Поэтому, когда меня начинало сильно “рубить” я находил вариант подремать. Оба раза поблизости находились лавочки, которые я и использовал для сна.

Второй день принес новые места, где я доселе не был. Во-первых, высочайшая тока Крыма - гора Роман Кош (1547 нум) и вся Бабуган яйла. Потрясающие и немного суровые места: там меня настигли ливни, от которых в принципе я почти удачно сбежал. Каждая яйла (плато) в Крыму - чем-то особенная, не похожая на остальные. Самое главное, к чему я стремился в этот день - магазин в Изобильном (в районе 130-го километра маршрута). Это был первый магазин, в котором я мог пополнить запасы провизии и просто нормально поесть. Пока спускался в Изобильное, начался продолжительный ливень, а еще на Чатыр Даге, куда мне нужно было теперь двигаться, висела свинцовая туча, сверкающая молниями. Решил отдохнуть у магазина под навесом и нормально пообедать. Само собой и ходовой еды докупил. Пока сидел и обедал копченой курицей и бутербродами с плавленным сыром, на меня пристально смотрели две собаки, а прохожие удивленно косились в мою сторону. Просидел, наверное, час. Но зато откуда-то появилась уверенность, что дождь скоро кончится. Так и вышло, не дойдя до вершины Эклизи Бурун, я шел уже без дождя. Дул хороший ветер, мембранная куртка пригодилась как никогда. На вершине и далее на верхнем плато Чатыр-Даг ветер дул крепко, но как-то быстро все прошло. Беда была в другом: стопы горели огнем, трещины в коже начали очень беспокоить, особенно когда начинался спуск. Пришло время серьезного ремонта, но я решил дотерпеть до ключевой точки, Ангарского перевала, после которого психологически начинается дорога домой хоть и не короткая, длиной в 85 километров.

Яков Френкхлах - 232 км по горам

Вторая ночь началась как раз после “ангарки”. Поднявшись от перевала метров 100 по вертикали, я просто расстелил пенку под деревом, и приступил к просушке стоп и стелек. Кроссовки в таких условиях и за короткое время не просушить, но то, что они влажные, не было проблемой. Темнело, я вновь достал свой верный Petzl ACTIK. Признаться, я немного жалел, что со мной нет SWIFT или NAO, так уже привычен и удобен был адаптивный свет. Но SWIFT забрала у меня судьба (пригрел кто-то), а NAO был тяжеловат для этой раскладки. Просушка стоп заняла около 40 минут, после чего я обработал их спиртовой салфеткой и заклеил тейпом самые болезненные зоны. Получилось почти не коряво. Дальше я двигался так, чтобы не трогать кроссовками сырую траву. Получалось местами совсем не быстро и выглядело наверняка странно. Зато стопы после этого ремонта не беспокоили меня еще около 16 часов маршрута.

Вторая ночь была непредсказуема. Вроде организм давал понять что он в порядке, но было опасение, что начнет сильно рубить. Я планировал улечься спать недалеко от водопада Джур Джур, где уже невысоко и установлены широкие лавочки для туристов. Поэтому, пока я двигался по массиву Демерджи, чтобы протянуть подольше, я употребил таблетку кофеина (100мг). Сначала подумал, не работает. Но через полчаса глаза широко распахнулись, и до намеченного места я уже не думал об отдыхе. На подходе к лавочке спать уже вновь хотелось прилично, я даже будильник поставил, чтобы уж совсем на проспать все на свете. Поел, почистил зубы и на час отрубился, завернувшись в пенку. Будильник на 3:10 (на следующую ночь уже дома он здорово удивил) выдернул меня из глубокого сна. Быстрые сборы, прохладно. Дальше был ночной Джур Джур - самый полноводный водопад Крыма, леса, тропы и дороги, поиски несуществующих родников, и рассвет на подъеме на Караби яйлу.

Потрясающие Крымские пейзажи

Утро, невероятное бескрайнее поле цветов и трав, обрывающееся скальной стеной. Неописуемая красота и буйство ароматов. Отличные дороги, по которым я бегу. Самочувствие такое, будто я только что вышел на маршрут. Здесь для меня “terra incognita”, и какая же она оказалась! Я много слышал про красоту Караби яйлы, и наконец добрался сюда. Возможно, залогом таких восторженных мыслей стала вся совокупность предшествующих событий и то, что отсюда уже хорошо виден финиш моего маршрута. Но и дальше все складывалось отлично. По крайней мере до магазина в Зеленогорье за 35 километров до финиша.

Зеленогорье - место достаточно людное. Всех привлекают сюда зеленые озера и Арпатские водопады, и то, что сюда можно доехать на машине. Водопад оказался очень слабым, что ожидаемо, учитывая сезон, а озеро очень прилично обмелело за последний месяц. В магазине я был около 11 утра, прикупил совсем немного ходовой еды, и на месте употребил 0,5 ряженки, мороженое и минералку. На меня упало 3 капли дождя, что вселяло надежду, что жары сегодня может также не случиться. Но уже по дороге в Морское на бескрайних виноградниках, раскинувшихся в узких долинах между холмов, стоячий сухой воздух начал сильно раскаляться.

Спастись от жары

В Морском вышло солнце, и сразу стало очень жарко. Магазин, мороженое, минералка, холодная вода в баки. Это все действует от силы полчаса, дальше опять становится очень жарко. Подъем от Морского на хребет Сонки Сырт я запомню надолго. Именно там мой финиш на этом маршруте был под реальной угрозой. Стоячий раскаленный воздух, перегрев был как никогда близко. Но подъем закончился, я поливался уже теплой водой из бутылок и на хребте подул легкий бриз, который смог немного сбить градус. Стали снова беспокоить стопы: они спрели и уже ничего не могло сейчас меня спасти, кроме финиша. В Веселом я купил 2 бутылки ледяной воды и мороженое. Отсюда начинается финишная прямая, эти тропы мне родные. Еще раз запекаюсь на подъеме к Долине Ада, потом ветренный (хоть немного) кулуар и тропа к Новому Свету. Траверс Нового Света, цветущие кактусы, старый керамический водопровод, построенный при царе Николае II. На Сокол поднимаюсь бодро, очень люблю этот крутой и видовой подъем, а вот со спуском уже трудно: сыпуха не щадит меня, несколько раз падаю. Стопы просто гудят, давно я не давал им хороший отдых. Но тут, за 5 километров до финиша, это уже не важно. Я чувствую, что сделал.

5 км до финиша Trans Crimean Mountains

Набережная Судака, звоню Саше: “Я рядом”. Встречают. Останавливаю часы, дочка не узнает. Наверное, я вернулся немного другим. Время - 19:00. Поцелуй любимой, лимонад, безалкогольный мохито, море. В море я захожу сняв только рюкзак. Я ждал этого 3 года, знал, что маршрут должен заканчиваться примерно так.

Антон, тем временем, оказывается сражался со стихией на Караби яйле. Для него она стала призраком нашего маршрута. По треккеру понял, что им еще долго до финиша, не менее 12 часов. Мой результат - 57 часов 59 минут 21 секунда, Антон - около 71 часа.

Резюмируя, хочу сказать, что то, как все прошло и каким получился этот маршрут превзошло мои ожидания. Я не думал, что будет так легко и комфортно (за исключением проблемы со стопами и жарой последнего дня) и что маршрут получится таким разнообразно-прекрасным и сбалансированным. Антон после финиша сказал, что он трудный. Да, но мне кажется это делает его еще интереснее. Я правда надеюсь, что он будет жить. На нем достаточно мест для организации стоянки, достаточно источников воды. А про его красоту нет смысла повторять, надеюсь, выше я передал свои эмоции.

Что я получил? Три дня наедине с собой, 58 часов одинокого странствия. В моих мыслях крутились скорости, расстояния, время, желание оказаться рядом с семьей, радость движения. Я все время решал насущные задачи, проблемы, с которыми надо справиться, чтобы добраться домой. И я счастлив, что все удалось!

Instagram автора - @mult_yaxa

Автор - Яков Френклах
ТРЕЙЛРАННИНГ
Победитель Elbrus World Race 2015, 2016, тренер-консультант (бег, трейлраннинг), член команды организаторов Run X Run, сооснователь проекта X Camps.
Товары по теме:
17 880 руб.
Фонарь налобный
SWIFT RL
Кэт Бредли: мое путешествие по тропе трейлраннинга Кэт Бредли начала свое путешествие в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре. Она быстро стала одним из лучших трейлраннеров в мире после победы на таких соревнованиях, как Rio Del Lago и UTMB. Она поделилась с Petzl историей своей жизни, а также рассказала про снаряжение, которое помогало на этом пути.
Главное событие трейлраннинга в России - гонка вокруг Эльбруса 2-3 августа этого года состоялось самое значимое событие трейлраннинга в России - ADIDAS x ALPINDUSTRIA ELBRUS RACE. Это уникальный автономный забег высоко в горах Приэльбрусья, где участники самого разного уровня могут выбрать дистанцию подходящей трудности. В этом году было пять разных дистанций: Race (109 км), Ultra (56 км), Marathon (46 км), Trail (33 км) и Elbrus 8 (8 км).
Утренние пробежки через кактусы Линн живет недалеко от Феникса, посреди пустыни Аризоны. В летние месяцы температура может подниматься к полудню до 40°C, поэтому прохладные ночи способствуют ее любимому виду спорта - бегу. С фонариком на лбу Линн любит отправляться с труднопроходимую местность, покрытую кактусами, задолго до рассвета.