7 апреля 2025
Выгрузка на кордоне Таловый. Среднее течение реки Жупанова.
Цель та же, - король Камчатского неба Белоплечий Орлан.
Нас встречают. Только прилетели, он тут как тут, кружит над кордоном.
Наука пока мало знает о Камчатской популяции этой краснокнижной птицы. Нам предстоит понять особенности гнездовой биологии, сроки размножения, особенности питания и выращивания потомства. Поэтому мы заранее до прилёта птиц к гнёздам запланировали установить фото-ловушки. Орланы вернутся в свои гнёзда уже в марте, поэтому важно установить "наблюдателя" до их прилета, чтобы не доставлять беспокойства им своим присутствием в важный для них период. А тут уж без Средств Индивидуальной Защиты от падения с высоты не обойтись.
Фото-ловушки решили обклеить берёзовой корой. Белоплечие Орланы очень осторожны и им может не понравиться странная, новая “мебель в квартире”. А так прибор незаметен, похож на нарост на берёзе.
Особенно удобен строп для позиционирования ZILLON. Можно работать в толстых перчатках, регулируя положение одной рукой.
Гнёзда прямо нависают над водой. Орланы очень любят такие деревья. Не надо далеко летать за рыбой. “Холодильник” стоит прямо в детской.
Алексей Шаров закончил установку фото-ловушки
Работать на каменных берёзах одно удовольствие, особенно если не обращать внимание на двадцатиградусный мороз и знаменитые февральские Камчатские ветра. Мы обнаружили десять новых гнёзд в дополнение к тем двадцати пяти, которые заметили ещё во время авиаучётов в мае 2024 года.
Но в один из дней мы обнаружили, что Белоплечие Орланы никуда и не улетали. Порядка двадцати птиц, оказывается, зимовали в устье реки на берегу Тихого океана. Но в этот момент у меня не оказалось фотоаппарата. Никогда себе этого не прощу!
В глазах до сих пор стоит картина – закатное солнце, ветер, океанский прибой, хрустальные льдины на чёрном вулканическом песке и Белоплечие Орланы один за другим, взлетающие из полосы прибоя.
Пляж Тихого океана зимой. Ледовая “галька”
Один! Второй! Третий! Четвёртый! За снежным увалом не было видно прибоя, и я не видел всех птиц, а они не видели меня. А по мере моего приближения они стали взлетать один за другим. Заметили! Очень чуткие и осторожные птицы. Пятнадцать! Шестнадцать! А этот подросток – sub adult, плечи ещё не белые.
Подросток (sub adult по-научному) и взрослая птица зимой могут оказаться рядом. А так молодые орланы боятся приближаться к белоплечим сородичам. Белую окраску и яркий жёлтый клюв заметны за несколько километров.
Семнадцать!
До этого я весь день бродил в снегоступах по берегу Жупановского лимана и по полосе океанского прибоя, но мне удалось увидеть лишь двух взрослых орланов, которые наблюдали за тюленями с деревьев дальнего высокого берега.
Под дальним берегом Жупановского лимана открытая вода, и там тюлени!
Тюлени отдыхали на льдинах, а несколько взрослых самцов стали сопровождать меня, плывя параллельно вдоль берега. Да, зимой тут людей не бывает, и было видно удивление на их мордочках: опасное ли я существо?
Тюленям хорошо в лимане. В океане мощный прибой, а тут спокойная вода несмотря даже на ветер. Но как они проплыли в лиман из океана? Горловина лимана забита обломками ледовых полей, и нет открытой воды. Надо плыть подо льдом. Удивительно, как они могли знать, что через 500 метров можно будет вынырнуть в лимане и подышать!? Зачем же орланы сидят и наблюдают за тюленями?
Дело в том, что сейчас середина февраля, и скоро тюленям надо рожать своих симпатичных бельков. И для взрослых орланов это будет важным ресурсом до вскрытия рек, как это не грустно звучит. Да, оказывается не все Белоплечие с реки Жупанова улетают на зимовки. Часть взрослых особей просто слетает вниз по течению к океану, где всю зиму есть открытая вода. Неужели им хватает выбросов океана? А почему не улетают некоторые неполовозрелые орланы?
Остатки ужина белоплечих орланов с берега Тихого океана.
А точно именно эти птицы гнездятся на реке Жупанова? Как узнать пути их миграций? Чтобы ответить на эти и множество других вопросов, и нужны фото-ловушки. Первые результаты работы мы сможем получить в августе при замене карт памяти. А ещё нужно будет установить кольца и специальные GPS-GSM-трекеры, в комплексе со всем этим можно получить надёжные данные по миграции этих редких птиц. К этому времени птенцы подрастут и окрепнут, и мы не нанесём им вреда своими научными приборами.
Видно установленные кольца. Кольца цветные, а цифры на них очень крупные, поэтому их будет легко считывать, просто фотографируя птиц. На спине у птенца видно GPS-GSM датчик. Фотография сделана в августе 2024 годе в бассейне реки Камчатка.
Эта экспедиция стала возможной благодаря поддержке российского дистрибьютора Petzl и компании Salmonica travel, (salmonica.travel) реализующей природоохранные проекты на реке Жупанова и особенно её гидам-снегоходчикам, Сергею Лукину и Александру Бондарю.
Сергей Лукин – надёжный как скала, Виктор Савельев и две волонтёрши с кордона Таловый. Забыл как белую зовут, она выжила на кордоне, проведя там всё лето одна. А её друга убил медведь. И вот теперь ей вертолётом привезли подружку. Вдвоём легче выживать с медведями.
Александр Бондарь ничего не боится, за это его прозвали Джеймсом БОНДарем.
Работа по мониторингу популяций хищных рыбоядных птиц выполнена в рамках Межведомственной комплексной программы научных исследований Камчатского полуострова и сопредельных акваторий в 2024-2026 г.
P.S.: А ещё нам стали доступны данные с GPS-GSM датчика, который мы установили на взрослого птенца скопы (лат. Pandion haliaetus) в августе 2024 в бассейне реки Камчатка. Это тоже хищная рыбоядная птица, но поменьше Белоплечего. Оказалось, что “наша” скопа зимует на Тайване, пролетев для этого более 5 000 километров! Вот это да!
Скопа на Камчатке изучена ещё хуже, чем белоплечий орлан. Радужка ещё оранжевая, а не жёлтая – значит ещё птенец. Сейчас на Тайване греется.
Фото: Мирослава Бабушкина, Алексея Шарова, Виктора Савельева и Сергея Лукина.