Недалеко от Красноярска (по сибирским меркам) раскидались гранитные останцы разных форм и размеров, каждый из которых имеет свои особенности.
Главный энтузиаст Алексей Кичкайло не смог просто так взять и пройти мимо этих природных шедевров, не засверлив хоть одну дырку.
«Кутурчинское белогорье уже давно известно среди туристов, многие столбисты знали об этих скалах, но особо не рассматривали их как объекты для скалолазания, ведь есть Столбы. Скал здесь сотни, они достаточно далеко разбросаны друг от друга и большинство из них не очень подходят для спортивного скалолазания.»
Природа здесь – таёжное низкогорье. После вырубки 40-50 годов сейчас растут достаточно молодые деревья. Можно только представлять себе по иногда попадающимся спиленным исполинам лиственниц, какой здесь был раньше лес. Скалы – останцы магматического происхождения, сложенные из гранита и сиенита, рельеф которых сформирован процессами температурного перепада, выветривания и вымывания, богаты щелями, катушками, хорошими зацепами-полочками на нависаниях.
Марина Попова борется с нависанием
С 2010 года Сергей Леонидович Лебедев (тренер детской секции скалолазания и туризма Железногорска) начал водить на Белогорье своих воспитанников и вешать верхнюю страховку на самой доступной скале, позже названную Подорожником (около дороги).
Как-то при случайной встрече Сергей Леонидович рассказал Олегу Хвостенко об этой скале и в 2013 году вместе с Денисом Прокофьевым они съездили на разведку. Рельеф Подорожника действительно оказался супер интересным, ведь на Столбах не было такого сильного нависания, да еще и с зацепами. Было решено вернуться в следующий раз с перфоратором.
Дистанция соблюдена
Следующий раз случился через 3 года. Мы с Олегом вдвоем еще раз обошли ближайшие скалы и забили две станции на Подорожнике. Через неделю сюда приехали гиперактивные Вася Терехин, Игорь Волков и Рома Шитиков и обнаружили еще две скалы, причем искали они Подорожник по нашим с Олегом рассказам. Назвали их Партизан и Сестра (позже Сестра была переименована в Атаманку. Перфоратор попал в руки к Василию - и понеслась!
Первый маршрут Кулёма был готов в этот же день на Партизане, затем они все-таки нашли Подорожник и пробили еще три маршрута.
О полноценном скалолазном районе даже не думали. Сначала было «спортивное» чувство - успеть первым сделать маршруты, а то Вася Терёхин все пробьет!
А если серьезно, то было желание сделать трассы для людей, увлекающихся скалолазанием на любом уровне и любящих природу. Захотелось создать новый скалолазный район, как создавали маршруты пионеры пробивки трасс на Столбах, что непременно рождало чувство созидания и исполнения одной из мечт.
Ехать от Красноярска 200 км, заповедника нет – «пробивай-не хочу», скалы в часе ходьбы от парковки (всего-то!), а на джипе можно прямо до стоянки добраться. А самое главное - это необычно спокойная и завораживающая энергетика этого места.
Вечеринка пробивщиков, чистильщиков и сочувствующих. Вход свободный
Один в поле не воин. Всегда находились энтузиасты, готовые трудиться и ускорять развитие района.
Помогали ребята, начавшие лазить в проекте «Школалазание» - это Феликс Ковалев, Миша Русаков и Саша Яровиков. Им было интересно узнать, как создаются новые трассы и научиться этому. Пару трасс пробили столбисты, спелеологи и джиперы – команда «Тарбаганы» Саша Нагирный и Ко, они же нашли отличную площадку под будущий лагерь. Без финансовой поддержки процесс освоения затянулся бы на продолжительное время. За «ускорение» спасибо Сергею Королёву, Виктору Бабкину, Алексею Белянину и Екатерине Чудиновой, благодаря вам маршруты готовились намного оперативнее. Ещё спасибо за нержавеющие уши Владимиру Смирнову, они очень пригодились на Кутурчине. Позже подключились Егор Матвеенко, Леха Дмитриев, Макс Аксентьев, Артём Пучков, Паша Демин, Федор Казаков и перед фестивалем 2020 года Кирилл Южаков, Егор Мальцев, Марина Попова и Галя Терентьева. Всеми двигало чувство общего полезного дела!
Есть одно наблюдение: скалы с интересным рельефом для скалолазания находятся, так сказать, в нижнем ярусе и спрятаны среди деревьев. А скалы, находящиеся выше, на хребтах, уже с бедным рельефом – глухие покатые щели, образующие выпуклые «кинескопы». Сколько мы ни ходили, не могли найти более, чем одну трассу на одном массиве, поэтому решили заниматься только нижними.
В сиените распорные анкера очень хорошо себя чувствуют, работать с ними быстрее и они дешевле. Конечно их хватит лет на 10-15, потом перебьём на клеевые, надо же будет чем-то заняться через 15 лет)
Все самые логичные линии на ближайших скалах пробили, остальные скалы слишком далеко, а скалолазы, как известно, народ ленивый (но не на столько, чтобы не пройтись пешком по бездорожью до стоянки). Может и можно наковырять еще парочку трасс для очумелых ручек»
Галя Терентьева причиняет чистоту
«После того, как повисела с щетками, молотком и перфоратором, зауважала подготовщиков скальных маршрутов еще сильнее. Это сложно физически и есть много нюансов, которые нужно знать и держать в голове.
Кажущиеся бесконечными плантации мха и монотонные движения щеткой, простукивание и чистка от живых камней, сверление перфоратором, которое пробирает до костей и делает сильнее. В этот раз были распорные анкера, поэтому была еще и ударная работа молотком. Выбрать правильную линию для дорожки, учитывая имеющийся рельеф - самое главное.
Но процесс творческий и время летит незаметно. Интересно учиться новому, видеть, а главное - лазать результат своих стараний. Пока у меня получилась вертикальная, короткая 6а/б. И я как стажер нуждалась в постоянных советах, за что большое спасибо нашему предводителю и главному организатору, Лехе Кичкайло. Плодотворно поработали, дружной компанией аж из 8 подготовщиков и за одни выходные добавили 9 новых маршрутов.»
Максим Аксентьев в предвкушении новой линии
«Самое трудное в пробивке - это зачистка от мха и лишайника. После того как почистишь трассу, предвкушаешь пробивку. Это самое интересное во всей процедуре. Продумываешь, как можно пролезть, откуда будет удобнее вщелкивать оттяжку, желательно с учетом того, что не все высокого роста. Приходится имитировать лазание во всей снаряге в перчатках. Так приходит понимание, куда двигаться дальше.
Пробуешь какие-то движения и представляешь, возможно ли вообще здесь пролезть, причём по возможности не нарушая естественного рельефа и не добавляя "долбленок". Правда, не всегда это получается. Многое зависит от уровня самого пробивающего - что покажется невозможным для одного, с легкостью сделает другой, но стараешься и это учитывать. Не менее важным моментом является безопасность вщелкивания оттяжки. Бывает, что под тобой полка и тогда над ней делаешь пару первых шлямбуров с небольшим пролетом, чтобы избежать падения на нее.
И вот трасса пробита и конечно же чешутся руки ее попробовать! Узнать, все ли получилось как ты задумывал, потому что одно дело - висеть-пробивать, а другое дело - лезть! Хочется попробовать именно свою трассу, каждому подготовщику свою. Это же твое детище. Приятно услышать от других что им понравилась твоя трасса. Немножко тщеславия есть в каждом. Не испытываю потребности пробить как можно больше. Хочется сделать хорошие трассы, интересные. Пусть и не много»
Марина Попова на тестах своей первой свежепробитой трассы
«В этом году планы корректировались вопреки нашим желаниям и появилось достаточно времени не только для лазания в домашних районах, но и для их развития. Так как я совсем неопытный подготовщик, сначала решила просто почистить трассу под пробивку. Мы с Денисом Прокофьевым выбрали две линии, которые в верхней части сходились бы на одну цепь.
Но сперва нужно эту цепь забить, поэтому Денис залез «тредом» по мшистым щелям на нужный нам бастион, я подлезла с верхней, собрав несколько точек, затем, уже спустившись, снизу под маршрутом подвязывала перфоратор и цепь. На это ушло часа два точно. В такие моменты сильно пригождаются навыки «столбизма» (когда проходишь неприятные траверсы без страховки.
Теперь здесь чисто и красиво
Основной сложностью в подготовке трассы для меня стала не чистка гранита на небольшом нависании, а удаление крупных камней с помощью ломика. На особо крупные валуны сил не хватало, пришлось даже закачивать ко мне Дениса и просить помощи в выворачивании валунов. Но зато теперь я знаю, что трасса безопасна.
Также явно не хватало опыта в понимании, где будут лезть скалолазы на трассе, в итоге почистила «коридор» с запасом и не прогадала. Местами пролазили трассу совсем не в том месте, где я думала. Но везде было почищено, и это меня, естественно, радовало.
На подготовку трассы длиной 26 метров «под ключ» ушел практически весь день, и это быстро по сравнению с трассами на известняке в Красноярске, где на почистку трассы уходит минимум несколько дней. Итог дневной работы – трасса «Дай-ка ломик» 7а.»
Сейчас Кутурчин - полноценный скалолазный район, который не пугает своей отдаленностью, а наоборот, заставляет мчать из городов и топать по тайге под рюкзаком (если нет джипа) во имя единения со скалолазанием и природой. Место, где кожа на пальцах тает так же быстро, как и силы на пролаз. Каждый раз, возвращаясь оттуда вымотанным, чувствуешь, что прокачался и надо бы это проверить поскорее.