"Моя мечта - чтобы все дети росли как деревья -
высокими, стройными и уникальными,
помогающими расти другим"
Джон Гетрайт.
Как показала практика, древонавтика доступна и для людей c особенностями физического и умственного развития, более того - терапевтический эффект проявляется для них гораздо сильнее. Ведь они начинают ощущать себя полноправными участниками процесса, наравне со всеми!
Одним из направлений проекта TreeWalkers является развитие древолазных практик для людей с особенностями. Вопрос пока мало изучен, но уже сейчас понятно, что тема требует комплексного подхода с подключением профильных специалистов - физиологов, терапевтов, психологов.
Исследовать реабилитационные возможности древолазания впервые начал Джон Гетрайт (Япония), основатель школы рекреативного древолазания “Tree Climbing Japan” (TCJ). С 2000 года главной своей миссией Джон считает помогать детям с ограниченными физическими и умственными возможностями преодолеть социальную изоляцию и пройти реабилитацию через древолазание и занятия на природе. Командой TCJ была разработана программа “Treehab” (rehabilitation therapy through tree climbing), с помощью которой люди с любыми физическими отклонениями могли бы взбираться на деревья.
Направление получило мощный импульс и поддержку со стороны научного сообщества в Японии, а так же мотивировало множество людей с особенностями опробовать подобные практики на себе.
Знаковым событием этого проекта можно считать лето 2001 года, когда 57-летняя Хикосака Тошико (Hikosaka Toshiko) стала первым человеком с диагнозом ДЦП, которая, при поддержке команды Джона, поднялась на вершину 80 метровой секвойи (5-й по высоте в мире). Пример Хикосаки вдохновил множество людей в Японии и по всему миру на занятия древолазанием, а самого Джона Гетрайта - к продолжению исследований в области целительной силы деревьев. Впоследствии участники проекта “Treehab” заметили невероятные изменения в настроениях и мироощущении детей прошедших подобную терапию. Как говорил сам Джон: "По всей Японии в кронах деревьев начали происходить маленькие чудеса" - маленькие древолазы меньше ощущали боль, проходила депрессия, “смех и улыбки просто сыпались с вершин”.
Основной вопрос, который ставила перед собой исследовательская группа, организованная Джоном, был "Что меняется в людях когда они лазают по деревьям?". Они измеряли пульс, уровень гормонов при стрессе, на земле и на деревьях. Изучали чувствительность к боли. Снова и снова результаты исследования доказывали целительный эффект, производимый деревьями на детях. Наиболее примечательным было сравнение результатов при лазании по бетонным конструкциям и деревьям. Обнаружилось, что подобного эффекта не наблюдается, даже когда конструкция находилась в том же самом лесу. Оказалось, что дело не в лазании как таковом - а в самих Деревьях!
Джон помог уже 250.000 людям с различными физическими отклонениями в освоении практик лазания по деревьям. Эти люди обрели уверенность в себе и наметили перспективы в саморазвитии от взаимодействия с природой, с другими людьми и самими собой.
Своими научными публикациями и выступлениями (см. выступление Джона TED Talks) Джон повысил значимость деревьев для людей с точки зрения физиологии, психологии и социологии.
“Treehab” и по сей день продолжает помогать людям с ограниченными физическими возможностями лазать по деревьям и стремится к созданию международного обмена опытом в этой области посредством древолазания. Джон Гетрайт открыт для сотрудничества, охотно делится с нами результатами своих исследований. Надеюсь, что наш опыт может также быть полезен для TCJ.
За годы практической работы с людьми на деревьях мы наблюдали, насколько эффективны подобные занятия при коррекции многих психологических и физиологических особенностей. Уже несколько дней практики дают свои результаты. Зачастую изменения происходят незаметно, в процессе прохождения обычного курса, но можно и целенаправленно сделать акцент на терапевтический эффект, где деревья выступают надежным помощником и приятным “тренажером”.
С 2016 года командой TreeWalkers исследуются следующие направления:
Дерево, как форма рельефа, предоставляет возможность выйти из зоны привычного комфорта за счет замены привычной земной опоры на древесную, осознания себя на новой высоте, в новых условиях, где нужно сконцентрироваться и мобилизоваться. С одной стороны - это определенный стресс, с другой - триггер для того, чтобы вскрыть блоки, зажимы, детские травмы, импринты, связанные с прошлым опытом.
Ян Ларькин, Евгений 3ен, TreeWalkers’ 2024
Методы коррекции могут быть различны, но главная суть подхода в плавной и планомерной проработке выявленной проблемы. Именно на дереве можно проработать акрофобию - последовательно (low and slow), где высота воспринимается иначе и “не пугает”, за счет наличия вокруг веток, листьев, птиц, друзей, наставников и заранее установленных гамаков и площадок в кроне. Со временем страх нивелируется, мозг расслабляется, а руки и ноги интуитивно делают свое дело. Страх - наш вымышленный помощник! Благодаря ему мы цепче хватаемся за ветви, надежней вяжем узлы, и ответственно относимся к своей жизни и друг к другу. Обратить эту защитную функцию мозга во благо саморазвития - одна из задач подобной терапии.
Наблюдая за людьми в процессе занятий, сразу видно, что не так - какая нога больше дрожит, как человек сам объясняет ощущение страха, в какой части тела он “живет”, к чему больше недоверие (дерево /тело / снаряжение), как преодолеть физические ограничения, связанные с особенностями личной конституции. Каждый человек чем-то “особенный”, даже не имея “официального” диагноза. В случаях же, когда он проявлен - зачастую достаточно просто быть рядом с таким человеком в эти непростые моменты и проявить больше внимания и со-настройке с его образом мышления и восприятия.
Игнат Завяьлов, TreeWalkers’ 2016
Технически, при использовании современного снаряжения, поднять в крону можно любого.
Однако некоторые формы отклонений требуют разработки новых приспособлений - удерживающих подвесных систем, специальных площадок и обвязок с широкими ножными и поясными обхватами (например, Petzl Sequoia) для того чтобы подъем был комфортным и максимально безопасным.
При расстройствах аутистического спектра (РАС), как правило, тело включается само и достаточно быть чутким проводником, чтобы вовремя направить и скорректировать передвижения, найти общий язык, вселить уверенность что человек - МОЖЕТ.
Мы имеем успешный опыт работы с такими детьми, как в группах, так и индивидуально, и уже давно работаем с несколькими детскими проектами, в которых практикуется инклюзивный формат.
Фотини Мурла и Тимофей Потапов, TreeWalkers’ 2024
В случае ДЦП - самостоятельный подъем не всегда осуществим, однако использование полиспастов значительно упрощает подъем по веревке, активно задействуя самого практиканта по мере его возможностей. Именно личные усилия и внутренняя мотивация самого древонавта с особенностями играют решающую терапевтическую роль в данном процессе. Задача ассистентов заключается главным образом в обеспечении безопасности и применения технических решений, упрощающих подъем. В этом случае незаменимы системы полиспастов (таких как например, Petzl Jag System) и такелажных блоков (Petzl Twin Release, Spin L1D), подъемно-спусковых сетапов и устройств позиционирования (Petzl ZigZag, I’d, Rig).
В техническом смысле методы заимствованы из области организации спасработ (aerial rescue), за той лишь разницей, что в нашем случае мы имеем дело не с пассивным “пострадавшим”, а с “живым” древонавтом, мотивированным на преодоление трудностей. При организации подъемно-спусковых работ используются дополнительные линии верхней страховки, предусматривающие возможность экстренного спуска, “отката” до промежуточной базовой станции, а также параллельные линии для ассистентов, готовых оказать ситуационную помощь и моральную поддержку на всем протяжении маршрута. Для самых отчаянных и способных мы даже предлагаем ночевку в кроне в оборудованных гамаках!
Игнат Завяьлов, Евгений 3ен, TreeWalkers’ 2017
Вывод:
Есть уверенность и надежда, что при должном техническом обеспечении процесса и подключения к исследованиям профильных терапевтов, данное направление может дополнить уже существующие методы терапии, а также предоставить новые уникальные возможности для людей с особенностями, так ждущих нашего внимания и содействия!
В начале июля этого года мы провели совместную работу со специалистами Центра развития и социальной адаптации «Чудеса бывают» (г. Москва), которые привезли группу детей 9-15 лет к нам в Адыгею. Обратная связь от них для нас крайне важна, т.к. они хорошо знают “своих” детей и способны профессионально оценить происходящие изменения.
Вопрос: Какие изменения в детях вы наблюдаете после прохождения курса древолазания? Особенно учитывая, что это был их первый опыт нахождения на высоте в таких условиях?
“Изменения, которые мы увидели после занятий древолазанием, колоссальные. Прежде всего - это максимальная концентрация внимания на том, что они делают в данный момент. Мы не ожидали, что у детей есть настолько большие ресурсы сконцентрироваться и выполнить то, что от них требуется. Они начали планировать и контролировать свои действия, а именно: более скоординировано управлять свои телом, понимать, как расположить себя в пространстве на дереве, как поставить ноги, и где им нужно держаться. И все это они делали в непривычной среде самостоятельно, без помощи взрослых - специалистов, которые знают их сложности и всегда готовы помочь. Но самое удивительное, дети замолчали… Они залезали на дерево в тишине, что ранее им было не свойственно. Специфика их диагнозов такова, что часто они издают много неконтролируемых звуков, что-то напевают или повторяют какие-то слова или фразы. Хочется также отметить, что наряду с планированием и прогнозированием своих действий, мы увидели изменения в речевом развитии детей. Многие стали больше пользоваться речью, их речь стала более организованной, появились новые слова, они стали больше общаться друг с другом. У детей начало работать воображение, они сравнивали себя с животными и древними людьми, изображали себя в ежедневных отчетах.
После курса древолазания родители присылали нам фотографии, где их дети залезали самостоятельно на деревья. И это тоже большой прогресс в их развитии. Наши дети вдруг увидели дополнительные «элементы» этого мира – деревья, на которых можно провести время. У них появился новый интерес.
После курса древолазания каждый ребенок раскрылся по-другому. Мы увидели целый пласт их личности, неведомый нам ранее, закрытый от мира их диагнозами и стереотипами. Мы поняли, что дети могут многое. Они поняли, что они – могут. Но самое главное, их родители поверили в своих детей.”
Какие перспективы развития данного вида outdoor-терапии вам видятся?
“Древолазание – это очень перспективное направление в реабилитации детей, особенно тех, которые долгое время занимались «за столом» в кабинетах со специалистами развивающего профиля и набрали какие-то академические навыки, но остановились в своем развитии. Таким детям нужен неожиданный «толчок», эмоциональная «встряска», смена среды. И как раз древолазание, как вид терапии на природе, и является таким «толчком». Древолазание создает для наших детей максимально приближенную среду, в которой нормотипичные дети развиваются самостоятельно. Ведь каждый ребенок проходит этап, когда ему нравится залезть на дерево, исследовать этот мир с разных ракурсов! Наши же дети начинают интересоваться деревьями только после того, как их искусственно погрузили в данный вид терапии. И этот интерес приводит к значительным изменениям в развитии детей, а самое главное – у них появляется желание этим заниматься.
Говоря о перспективах древолазания, хочется отметить необходимость в обучении не только детей, но специалистов развивающего профиля, которые могли бы взять на себя функции по продвижению данного вида outdoor- терапии. Здесь, наверное, хотелось бы отметить именно специалистов, готовых погрузиться с душой в новое направление и прочувствовать на собственном опыте терапевтический эффект древолазания.”
Каких профильных специалистов, вы считаете, стоило бы подключить для проведения более эффективной терапевтической работы и оценки результатов?
“Исходя из особенностей ребенка, можно подключать различных специалистов в области педагогики. Например, специалист в области прикладного анализа поведения помог бы проводить занятия, исходя из поведенческих сложностей у ребенка, а логопед помог бы расставить акценты на речевых инструкциях ребенку. Нейропсихолог мог бы включить в занятия древолазания приемы нейропсихологической коррекции, исходя из развития моторных функций у ребенка, а специалист в области адаптивной физической культуры подобрать комплекс упражнений, необходимых для развития выносливости, физической силы. Такой междисциплинарный подход и будет основой для проведения более эффективных занятий и достижения значимых результатов.”
Какие направления:
“Наш центр создан усилиями родителей детей с особенностями развития и направлен на оказание коррекционно-развивающей помощи детям, имеющим различные дефициты в развитии. Главное направление работы нашего центра – прикладной анализ поведения. Это самый эффективный и научно доказанный метод терапии для людей с нарушениями развития, который затрагивает все сферы жизни человека – личную, социальную, эмоционально-волевую, когнитивную, речевую. Мы учим образу жизни, в котором дети начинают развиваться. Мы работаем с детьми от 2 лет и до подросткового возраста и непременно верим: «Каждый ребенок может! Главное – создать для него условия»”.
В эксперименте принимали участие: