Проводят их спасатели города Намюр при поддержке и помощи PETZL (как уже все догадались) с 2005 года. Команды GRIMP ориентированы на спасение как в городских условиях, так и в лесах, горах и пещерах. Это — своего рода элита среди спасателей. Сюда съехались 29 команд из 14 стран мира. Всего 210 участников. Россия была представлена впервые.
Состязания длились два дня (по пять этапов в день). Организаторы — удивительно изобретательные затейники. Задания имитировали спасательные операции в различных условиях. Первый день этапы моделировали работу в природных условиях: спасение лошади (350 кг, между прочим) из воды, эвакуация пострадавшего с Via Ferrata, транспортировка пострадавшего в носилках вверх и вниз по сложному рельефу.
Второй день — спасение в городских условиях: эвакуация со слэклайна на высоте, оказание первой (доврачебной) помощи, транспортировка пострадавшего с учетом городских условий. Этапы второго дня проводились на территории местной средневековой цитадели.
Команда состояла из пяти человек. Шестой (как правило, девушка) изображал жертву в носилках. Седьмой член делегации выступал наблюдателем-контролером и высматривал нарушения в работе других команд. Гениальный выход для решения проблемы судейства при учете разницы ТБ, спасательных техник и снаряжения у команд из разных стран. Контролер был прикреплен к одной из команд на этапе. На следующем этапе контролировал другую, затем третью. Штрафы начислял на основании коллегиального совещания с другими контролерами. Я лично таких совещаний не видел, но, говорят, были.
Наша команда получилась сборная: из Москвы, Красноярска и с Урала — спелеоспасатели и двое профессиональных спасателей. Каждый прошел обучение и имел опыт реальных спасательных работ. Все друг друга знаем, но вместе ранее выступали только Иван Ильин и Михаил Рафиков. Под их двойку мы и построили всю тактику. Жертву изображала Гульназ Масалимова (та самая, что проехала на велосипеде от Москвы до побережья Португалии, ныне Сакулина). Очень не хватало нам седьмого — Филиппа Чередниченко из Ленинграда (СПб). Никто лучше не выполнил бы роль придиры — контролера других команд. Языковой барьер преодолели с помощью Гульназ и Антона Юрьева (перед каждой дистанцией шло объяснение на английском или, по желанию, на французском). Да и другие в нашей команде несколько понимали по английски и кто-то по французски.
Для первого раза наша команда выступила неплохо, о чем нам часто говорили сами судьи и контролеры. Однако, 21-е место в общем зачете явилось неприятным сюрпризом. Система подсчета результатов для нас пока осталась загадкой. Но не в этом суть. Мы ехали посмотреть на элиту спасателей из других стран, подсмотреть их технические приемы и снаряжение. И сравнить свой уровень подготовки с уровнем зарубежных профессионалов. График выступлений был очень плотным, и посмотреть другие команды удалось лишь чуть-чуть. Больше информации нам принесли фото и видео, опубликованные другими командами. Но сама атмосфера запомнилась… Трогательно было слышать по рации чьи-то реплики «Oui, mon capitain!». Совсем как в комедиях «Жандармы из Сан-Тропе».
С погодой не повезло. Было холодно, сильный ветер и часто дождило. Форма, которую нам предоставила компания «Спав», (очень легкая, эластичная и прочная) была выбрана из расчета на более высокие температуры.
Сами соревнования больше рассчитаны не на скорость, а на правильность исполнения. Штрафы решали все. И это правильно (если не заострять внимание на том, что каждый контролер судил в меру своего понимания, и надо было каждый раз оспаривать и обсуждать правомочность штрафов, что мы начали делать далеко не сразу). Ребята из других команд (если не считать китайцев) преимущественно все были значительно крупнее и тяжелее нас. На их фоне мы смотрелись пигмеями. Нередко от команд соперников улавливался запах травки… Оно, конечно, можно понять, если принять во внимание постоянные стрессы в их работе. Однако, для нас это явилось сюрпризом. Забегая вперед, скажу, что не только мы, но и таможенники улавливали этот запах и досматривали спасателей с особым пристрастием.
Кульминация соревнований — последний вечер всеобщей попойки и объявления результатов. Все собрались в одной большой зале старой намюрской пожарки. Ели, пили, обменивались формой, стучали по столам (руками, бутылками и всем, что под руку попадется), поднимая такой грохот, от которого лопались барабанные перепонки. У меня создалось впечатление, что это любимое развлечение у пожарников. Колотили до потери сил. Отдохнув минуту, принимались заново. И радостно смеялись.
Наконец, началось объявление результатов. И тут я решил, что вот оно — главное событие соревнований. Не лучше всех пробежать дистанции, а эффектно выйти на сцену! Зачитывали результаты с последнего места. Каждое объявление встречалось бурными овациями, стучаниями по столам и радостными криками тех, кто еще не был назван. До середины списка сила восторженных эмоций все возрастала и возрастала. После середины, количество радующихся заметно пошло на убыль. Тех, кого называли, старались выйти на сцену как можно эффектней и громогласнее. Все выходили так, будто именно они победители. Кто-то шел прямо по столам, размахивая флагами и громко скандируя. Кто-то добавлял к своим крикам шум сирены. На сцене что-то изображали, чтобы самовыразиться, привлечь зрительские симпатии и получить эффектные фото. И здесь организаторы показали себя молодцами. Не было призов, ради которых стоило бы рваться к победе, невзирая на методы, обижаться и оспаривать результаты. Всем участникам досталась сумочка от PETZL и фонарик TIKKA 2. Нескольким лидирующим командам были вручены комплекты бутылок с вином и деревянный обрубок с выжженным на нем названием соревнований.
Победили в этом году французы. Это их первая победа за 10 лет.
К сожалению, толком Бельгию и бельгийцев посмотреть не удалось. День прогулки по Намюру — слишком мало, чтобы составить себе впечатление об этой стране и ее народе. Исторический центр города со средневековой архитектурой мне очень понравился. Современные скульптурные ансамбли, разбросанные по городу — не очень. В магазинах аутентичные игрушки первой половины двадцатого века. На территории цитадели пасут коз. Козы, кстати, породистые, красивые и очень дисциплинированные: когда заметили, что я снимаю их фотоаппаратом, быстро построились парами и приготовились куда-то идти.
Народ очень спокойный. Но не так бельгийцы просты, как рассказывают о них в анекдотах французы и англичане. Ранее я уже был знаком с одним бельгийцем — преподавателем техники спасения в пещерах от Speleo Secur Francais — очень интеллигентным человеком с отличным чувством юмора. В Намюре еще раз убедился, что бельгийцы любят пошутить. На первой нашей дистанции, той самой, где надо было вытаскивать лошадь из воды, мне досталась роль успокаивать пострадавшую. На глазах у судей я нежно гладил и похлопывал лошадь по ее деревянным морде и загривку. Вдруг, кто-то трогает меня за плечо. Оборачиваюсь и вижу капитана с пришвартовашегося на этой пристани судна. Капитан протягивает мне пистолет восемнадцатого века и знаками показывает, чтобы я этим пистолетом прекратил ее мучения. И все с таким серьезным видом… Только глаза смеялись. Жаль, что не удалось познакомиться поближе: мы сильно торопились на следующую дистанцию.
В заключение хочется выразить благодарность отечественному дистрибьютору PETZL (который раз выручившему нас снаряжением и всячески поддерживающему в хороших делах) и компании СПЛАВ, предоставившей нам скидки на форму для выступления.
Акимов Владимир (Москва) | Ильин Иван (Москва) |
Масалимова (Саккулина) Гульназ (Уфа) | Юрьев Антон (Москва) |
Рафиков Михаил (Губаха) | Рудко Павел (Красноярск) |
В публикации использованы фотографии Гульназ Масалимовой.