В MAESTRO используется блок-ролик, установленный на храповом колесе. Ролик позволяет веревке двигаться в одном направлении и фиксироваться в другом. В направлении вращения блок-ролик обеспечивает быстрое скольжение веревки.
Имея в своей конструкции высокоэффективный встроенный блок-ролик (до 95% КПД) и ручку особой формы MAESTRO отлично подходит для использования в качестве основного устройства при создании полиспаст-систем различных конфигураций для подъема и спуска грузов. Из личного опыта, того самого встроенного блока, при использовании только одного MAESTRO, закрепленного на анкерной точке, вполне достаточно для подъёма среднестатистического человека весом 75 кг. Спуск тоже проходит вполне комфортно, даже без применения дополнительного тормоза, но я бы для облегчения задачи рекомендовал использовать полиспаст-систему 2:1, с установкой высокоэффективного блока на самом объекте и закреплении конца веревки на скобе самого MAESTRO, либо использование любой другой удобной для вас полиспаст-системы (примеры приведены на рисунке ниже).
Стоит учитывать, что использование устройства будет более комфортным при работе с грузами до 150-180 кг для модели S, и до 220 кг для модели L, а также с максимальной длиной веревки до 200 м. В частности спуск грузов, превышающих это значение (особенно на больших высотах), может вызвать перегрев устройства и выход его из строя, поэтому сам производитель не рекомендует приближать нагрузки при работе с устройством близко к максимальным.
Сам производитель в лабораторных условиях проводил испытания различных устройств на эффективность при подъёме грузов, для удобства вес груза был выбран 100 кг. Статья с результатами представлена на petzl.com, но только на английском и французском языках, а мне бы хотелось поделится результатами и с нашей русскоговорящий аудиторией.
Примечания:
Из всех возможных предустановленных систем спасения пострадавших, коих на самом деле превеликое множество и разбираться в которых больше стоит супервайзерам и профессиональным спасателям, мне же в первую очередь, как исполнителю работ, хотелось бы рассказать об одной интересной вариации, которую я считаю наиболее подходящей для эффективного использования MAESTRO, и о которой мне любезно рассказал мой коллега, более тесно работающий с такого типа системами. Суть ее заключается в установке предустановленной системы спасения на две пары веревок для техника, работающего под поверхностью чего либо: под платформой, под рабочей площадкой и т.д., дабы иметь возможность, в случае экстренной ситуации, переместить пострадавшего к краю поверхности, поднять его до перегиба, а после перенести за перила и уложить на саму поверхность. Веревки в таком случае располагаются соответственно так, чтобы одна пара спускалась вдоль края и перил, а вторая пара проходила сквозь площадку или спускалась вдоль противоположного края.
В такой ситуации для подготовки системы, в зависимости от фантазии организатора, могут применяться различные комбинации снаряжения. Но минимум на одной из четырех веревок будет целесообразно установить MAESTRO для быстрого перехода с подъёма на спуск пострадавшего, переноса его веса на другую пару веревок и последующего подъёма его по этим же веревкам. Таким образом, в данной ситуации использование в предустановленной системе MAESTRO значительно сэкономит спасателям время и силы при эвакуации пострадавшего. Так, скажем, использование в такой системе аналогичного по эффективности ролика PRO'TRAXION сделает невозможным быстрый переход с подъёма на спуск, так как для этого необходимо будет разгрузить и зафиксировать кулачок, что может оказаться не самой простой задачей, а контролировать сам спуск после этого будет возможно лишь силой своих рук, что собственно может быть не совсем безопасно. Использование же простого спускового устройства в данной системе повлечет за собой увеличение трения и, как следствие, необходимость прилагать больше усилий и времени при подъёме пострадавшего. Так что, на мой взгляд, выбор очевиден.
Если до того, чтобы серьезно разбираться в предустановленных системах спасения я, наверное, еще не дорос, то в страховании грузов при подъёме и спуске мне уже точно пора знать толк. Поэтому, думаю в данном случае стоит рассмотреть все нюансы при страховании с помощью MAESTRO и рассказать о проблемах, которые возможно возникнут в процессе.
Начнем с прописных истин:
При подъёме грузов страховка не представляет технической проблемы. Веревку необходимо поднимать на той же скорости, с которой поднимается груз, а в соответствии с инструкцией по применению для вашего устройства стоит учитывать рабочую нагрузку и другие параметры.
Во время спуска груза может возникнуть две различных ситуации. Рассмотрим каждую из них по отдельности.
Страхование ниже, когда груз тянет веревку
Если груз тянет за веревку, пользователь должен только обеспечить правильную подачу веревки, будучи готовым остановить груз в случае падения. Таким образом, рукоятка должна эксплуатироваться в соответствии с рекомендациями, а веревку со стороны тормоза отпускать не стоит.
Для активации в случае падения движущаяся тормозная пластина должна находиться в контакте с веревкой. Рукоятка должна быть вытянута настолько, чтобы веревка могла двигаться, но не была полностью свободной.
Управлять рукояткой следует указательным пальцем, в то время как другие пальцы той же руки будут держать веревку. Браться второй рукой за рукоятку не стоит, она должна держать свободную веревку, чтобы помочь контролировать скорость в случае необходимости.
Страхование ниже, когда груз не тянет веревку: дает слабину
Если груз не тянет веревку, например, при горизонтальном продвижении, пользователь должен пропустить веревку через MAESTRO, чтобы дать провисание, при этом гарантируя, что веревка будет заблокирована в случае падения груза. Это наиболее сложная ситуация, потому что для управления рукояткой, удерживания каната со стороны тормоза и одновременного натягивания каната, пригодного для использования, в идеале потребуются три руки. Если же пользователь один, он должен использовать специальную технику управления рукояткой, описанную в инструкции по эксплуатации MAESTRO и которую я подробно опишу ниже.
Правой рукой мы тянем веревку со стороны груза, чтобы дать слабину. Левая рука одновременно выполняет две функции: управляет рукояткой и удерживает канат со стороны тормоза. Управлять рукояткой нужно указательным пальцем, в то время как другие пальцы той же руки держат веревку. За ручку всей рукой мы не беремся. Для активации в случае падения движущаяся тормозная пластина должна находиться в контакте с веревкой. Рукоятка должна быть вытянута настолько, чтобы веревка могла двигаться, но она не должна быть полностью свободной.
Когда веревка не натянута, во время использования MAESTRO может неудобно перемещаться. Совет по стабилизации устройства - зацепиться своим усом самостраховки к отверстию для дополнительного крепления и перенести вес на ус.
Для создания полной картины об устройстве мне бы еще хотелось показать результаты испытаний на падение груза, проведенные самой компанией Petzl.
Примечание: испытания были проведены на высоте 60 см, веревка использовалась длиной 3 м.
Предупреждение: любое чрезмерное натяжение рукоятки может привести к неконтролируемому расцеплению. Стоит убедиться, что никакой внешний объект не может случайно натянуть шнур. Использовать стоит только легкий шнур для работы с рукояткой (например, шнур AIRLINE). В определенных ситуациях слишком тяжелый шнур может помешать автоматическому возврату ручки (AUTO-LOCK).
Для обеспечения надлежащего контроля скорости отпирания и спуска держать веревку и шнур необходимо в одной руке всегда со стороны тормоза. Так же стоит учитывать, что невозможно использовать внешний тормоз MAESTRO при использовании шнура для дистанционного управления.
Сам производитель позиционирует MAESTRO в том числе и как спусковое устройство, но скорее не для личного использования (присоединения его к точке D своей страховочной системы), такой вариант не особенно рациональный. Рассмотрим одну из ситуаций, в которых это применимо.
В некоторых случаях крайней необходимости, требующих очень быстрого реагирования, спасатель может получить доступ к пострадавшему, спустившись по одной веревке. Как только аварийная ситуация будет устранена, эвакуация наверх может быть выполнена с «нормальным» уровнем безопасности на двух веревках.
Меры предосторожности при спуске:
Непосредственно перед спуском нужно максимально устранить возможность появления точек трения, падения инструмента, обломков или камней, которые могут повредить веревку, а конец веревки обязательно должен быть закреплен на верхних анкерных точках. Стоит учитывать, что хоть с виду рукоятка и выглядит похоже и занимает положение аналогичное в RIG и I’D, она всё же более изогнута и имеет значительно меньший ход, чем у обычных спусковых устройств. Это означает, что для спуска рукоятку нажимать придётся снизу вверх, а само положение руки при этом будет далеко не самым удобным. Также перед спуском стоит убедиться, что веревка установлена в правильном направлении.
Меры предосторожности при эвакуации:
• на веревке, выходящей из MAESTRO и не ведущей к анкерной точке, необходимо установить ASAP для обеспечения страховки в случае выхода из строя одной из верёвок.
• Насколько это возможно, нужно избегать трения между подвижной и закрепленной на анкерной точке частью веревки, обе эти части должны идти по разные стороны.
Сегмент веревки между MAESTRO и ASAP является слабым местом этого метода, потому что, если веревка провиснет слишком близко к одному из двух устройств, неясно, будет ли остановлено падение. Ситуация схожа с той, которая может возникнуть при срыве ближе к концу веревки, не имеющей стопорного узла. Рекомендуется защищать этот участок, например, с помощью скользящего протектора, а также как можно быстрее разместить второй ASAP над MAESTRO для максимальной защиты.
В первую очередь, конечно, для спасателей. Думаю, что много профессиональных бригад обрадовалось выходу данного девайса, ведь теперь и без того большой и разнообразный набор снаряжения для проведения спасработ можно разбавить новым, крутым и главное многофункциональным устройством, решающим сразу несколько задач. Лично мое мнение, что MAESTRO просто «must have device» в любом rescue bag.
Во-вторых MAESTRO будет отличным помощником для бригад, специализирующихся на монтажах и демонтажах каких-либо конструкций, подъёму и спуску тяжёлых (в допустимых конечно же нормах) грузов, особенно если необходимо выполнить как можно больше спусков груза или демонтажей конструкций в единицу отведенного времени. В таком случае MAESTRO сэкономит и время и нервы при переключении или переустановке устройств с подъёма на спуск.
За время лично моего тестирования мне удалось несколько раз задействовать MAESTRO по прямому назначению, именно в рабочей обстановке, не считая тех случаев, когда я тестировал его самолично на улице или на тренировках с коллегами. Приведу простой пример. У меня была задача демонтировать и спустить цирковую конструкцию весом около 100-120 кг, находящуюся под крышей в павильоне ВДНХ г.Киев. Конструкция была закреплена на двух параллельных горизонтально-натянутых веревках с помощью четырех блок-роликов, прикрученных по углам. Было необходимо подвесить конструкцию на несущую балку, разгрузить блок-ролики, демонтировать их и далее спустить конструкцию вниз. С помощью MAESTRO, закрепленного на балке, свободной веревки, двух текстильных строп, прикрепленных карабинами к конструкции, и высокоэффективного блок-ролика, я соорудил полиспаст-систему 2:1, разгрузил несущие блок-ролики на конструкции, демонтировал их и очень просто и быстро спустил всю конструкцию вниз. Самым сложным во всей работе для меня было добраться до места проведения работ, а сама же работа прошла довольно быстро и легко и именно благодаря новому устройству.