whatsapp 8 495 134 74 46
Интернет-магазин 10:00 - 20:00
Спорт Промальп Фонари Подборки Техническая информация Блог
24 июня 2019

Приключения в Пакистане: все хорошо, что хорошо кончается

Летом 2018 года команда альпинистов (Карлито Молина, Николас Фавресс, Жан-Луи Вертц и Матье Майнадье) отправилась в экспедицию в Пакистане. Их главной целью было установить новый маршрут на Пике Патана, но несчастный случай с Матье Майнадье не дал этим планам осуществиться. Он рассказал Petzl о том, что же произошло в долине Тагас (Tagas Valley), в мало изученных горах, очень далеко от цивилизации.

Экспедиция в Пакистане, в поисках нового маршрута

Октябрь 2018. Я давно хотел написать эту статью, но никак не мог начать. Вообще, обычно я пишу сразу после экспедиции, хочу скорее поделиться опытом. Но в этот раз совсем не было вдохновения. С момента возвращения во Францию меня захватили повседневные дела и просто не было времени заниматься чем-то еще. После долгого пребывания в горах ежедневная рутина высасывает больше сил, чем обычно. Как будто мой мозг хотел похоронить эти воспоминания где-то глубоко в подсознании, чтобы позволить мне лучше сконцентрироваться на следующей экспедиции.

Давайте начнем с самого начала

В течение полувека Пакистан и Индия боролись за ледник Кондус и окружающие горы, расположенные к востоку от знаменитого Балторо. Для любого альпиниста, кто хоть немного знает о Гималаях, эта обширная малоисследованная территория является предметом вдохновения. В регионе находится одна из немногих сохранившихся крупных горных цепей с таким невероятным потенциалом (и пространством) для первопроходов. Два года назад мы исследовали долину Лачит и приметили несколько больших стенок, которые выглядели относительно доступными. В июле 2018 мы собрали международную команду альпинистов, в том числе аргентинца Карлито Молина, бельгийцев Николя Фавресс и Жан-Луи Вертц, а так же меня, француза, которому по душе искать приключения в Таргазской долине. Мы начали экспедицию, имея лишь несколько фотографий местности и очень мало информации. Наша счастливая команда альпинистов ни на что не годилась, но была готова на все!

После осмотра местности мы начинаем долгий поход в базовый лагерь. Положение первоисследователей долины дает по-настоящему особенные ощущения. Это первый случай, когда иностранцы проявляют интерес к данной местности, и местные жители очень довольны такими новостями. На альпийских лугах и пастбищах пастухи приветствуют нас с распростертыми объятиями, довольные и взволнованные.

После установки базового лагеря мы начинаем исследовать местность, но высота в 4000 метров дает о себе знать. Через несколько дней, которые мы провели за организацией лагеря, проверкой экипировки и акклиматизацией, мы нацеливаемся на стенку, высоту которой, возможно, недооценили. Как обычно в Гималаях, огромные масштабы окружающих гор дезориентируют. Помимо этого, нас встретили крайне нестабильные склоны, так что подъем закончился задолго до вершины. Тем не менее, первое восхождение помогает нам акклиматизироваться и лучше оценить масштаб окружающих гор. Кстати, на спуске мы спасли козу от неминуемой гибели! Этого оказалось более чем достаточно, чтобы почувствовать, что день прошел не зря.

Экспедиция в Пакистане - в поисках новых маршрутов

В поисках ЛИНИИ

После возвращения в базовый лагерь мы нацеливаемся на красивую стенку, которую называем Патан Пик (в честь одного из местных бесстрашных племен). При первой попытке мы поднимаемся прямо вверх в бельгийском стиле, который можно описать как «если ты думаешь, что не стоит туда лезть, значит тебе именно туда!». После двух дней подъема, устав от попыток, мы принимаем решение спускаться вниз. В целом мы вообще не планировали подниматься в таком стиле. На этой стенке есть несколько очевидных линий для подъема, но они, к сожалению, не лучшего качества. Мы решаем двигаться влево, по линии, которая ведет до вершины. Она хоть и не намного проще, чем путь нашей первой попытки, но там хотя бы есть трещины для установки страховки. Потратив два дня на исправление линий, мы начинаем подниматься по длинному углу, устанавливая промежуточный лагерь примерно в 300 метрах от земли. Дальше рельеф не очень сложный и мы передвигаемся быстрым темпом. Не смотря на то, что склон лучше, чем мы ожидали, нужно подниматься осторожно, чтобы не спустить камни на тех кто остался внизу. Нам понадобилось два дня, чтобы понять, что наш лагерь находится не в идеальном месте. Пока мы с Карлито устанавливаем веревки на верхних питчах, Жан-Луи и Нико пытаются, но безрезультатно, расслабиться и отдохнуть. Вместо этого они кусают ногти и весь день уворачиваются от летящих сверху больших и маленьких камней. Спустивших вниз, мы обнаружили, что камнепад повредил нашу платформу. Жан-Луи и Нико рассказали нам о том, как мучительно провели это день. Мы обсуждаем ситуацию и обдумываем следующий шаг. Мы уже проделали большую работу и согласны с тем, что было бы стыдно остановиться и развернуться. Принято решение предпринять еще одну попытку восхождения на следующий день. Если мы будем осторожны, все должно пройти гладко!

Ночевка на скале в промежуточном лагере

Питч за питчем в сторону вершины

Мы стартуем рано и поднимаемся по установленным над лагерем веревкам. Все четверо чувствуют себя хорошо. Все идет хорошо. Качество скалы остается посредственным и поиск маршрута оказывается более сложным, чем ожидалось.

Подъем на Патан Пик, Пакистан

К полудню мы заканчиваем самый крутой участок. Еще после нескольких питчей, легких и не очень, мы на вершине (17:00). Солнце, спокойствие и мерцающее совершенство момента. Нас окружают гиганты Каракорума, с невероятной высоты мы можем видеть все от Машерберма до Сассер Кангри в Индии. Долина ледника Кондус прямо у нас перед глазами, как и множество идей для последующих восхождений. Сейчас для иностранцев открыта только часть этой территории, но конфликт между Индией и Пакистаном, похоже, успокаивается, и вскоре должны открыться новые регионы. После часа на вершине, с наступлением темноты, мы начинаем спуск к промежуточному лагерю. Спуск идет хорошо и к 20:00 мы доходим до веревок, установленных над лагерем. Мы принимаем решение снять их, чтобы на следующий день не пришлось подниматься еще раз. Наш спуск замедляется, и мы пересекаем ряд выступов с большим количеством рыхлой породы. Хотя мимо проносятся один или два больших камня, в целом до этого момента все идет хорошо. В 23:00 мы решили засверлить единственный анкер на маршруте, чтобы укрепить страховку для спуска к платформе. До этого мы пользовались только закладками и френдами, но мы были уставшие после долгого дня и решили, что можно засверлиться. Это последнее, что я помню.

Со скал на больничную койку

Когда я пришел в себя, я уже сидел в платформе, голова сильно поцарапана, а рука перевязана. Сразу после установки анкера на меня обрушился камнепад. Я не заметил, как он приближается, все произошло очень быстро. Мои товарищи по команде нашли меня без сознания и с сильным кровотечением. Через несколько минут Нико смог меня растормошить, но я находился в состоянии шока. Несмотря на это, меня успешно спустили к платформе и перевязали. Томас, врач скорой помощи во Франции, с которым мы связались, рекомендует мне не спать. Мы ждем рассвета, чтобы продолжить спуск. Утром я чувствую себя лучше, спокойнее и собраннее. Спуск вниз проходит гладко. Мы спускаемся около 8:00, но вертолеты (в Пакистане вертолеты всегда летают парами) опаздывают, и они эвакуируют меня в военный госпиталь в Скарду незадолго до полудня. Таким образом, от скалы до больничной койки я перемещаюсь всего за 12 часов. Меня быстро эвакуировали благодаря слаженным действиям команды, врачам во Франции и пакистанской армии. Несколько дней спустя я вернулся во Францию и зарегистрировался в больнице в Бриансоне. Окончательный результат моего несчастного случая: сотрясение мозга, открытый перелом правого локтя и два сжатых позвонка. В итоге я остался относительно невредимым благодаря тому, что все действовали так быстро и эффективно. А самое интересное – это то, что я почти ничего не помню! Это очень странное чувство, за то у меня нет плохих воспоминаний.

Несчастный случай в горах, Матье Майнадье

Нет спортивных достижений, зато море приключений

Все, кто остался в базовом лагере, вернулись к стене, чтобы забрать наше снаряжение. Когда они добрались до промежуточного лагеря на стене, они обнаружили, что одна из платформ была полностью уничтожена камнепадом. Определенно, не самая безопасная линия для подъема! Проигрывая все это в голове легко можно сказать «А что, если бы…», но, в конце концов, что сделано – то сделано. При таком количестве камней, которые просвистели над нашими головами, все закончилось очень даже хорошо. Как только достали снаряжение, Нико и Карлито начали смешанное восхождение на красивый хребет на Патани, еще один близлежащий пик. Таргазская долина не далась нам с первого раза, но мы пережили удивительное приключение, которое значит гораздо больше, чем какие-то спортивные достижения. Невероятные виды с вершины Пика Патана подкрепляют мое желание продолжать исследовать регион. У меня уже есть планы на 2019 год!

Прошло уже несколько месяцев со времени несчастного случая, и даже несмотря на то, что не будет никаких долговременных последствий от травм, кроме боли в суставах в старости, я смог сесть за отчет только сейчас. Понадобилось еще одно восхождение, чтобы воскресить в памяти все эти воспоминания. Огромной спасибо моим товарищам по команде, которые ни на минуту не дрогнули, пришли ко мне на помощь, привели в порядок и вызвали спасателей. Спасибо Томасу Спадони и Пьеру Мюллеру за координацию спасения из Франции, а также пакистанской армии за их доступность, умения и эффективность.