Организаторы курса - ООО Альпика-Спецтехнологии, Российский Институт PETZL, АНО ДПО «Крымский Центр подготовки верхолазов» и НИУ МГСУ. Мы вернулись оттуда с большим количеством новых знаний и с удостоверениями компетентного лица.
Напоминаем, что кроме предэксплуатационной проверки до и после использования, все СИЗ должны регулярно проходить плановый осмотр компетентным лицом. Petzl рекомендует проводить осмотр СИЗ каждые 12 месяцев и после любых исключительных происшествий при использовании изделия.
Данная статья является ознакомительной и не отменяет необходимости прохождения специального обучения (если вы хотите стать компетентным лицом), но поможет вам отбраковать явно опасное для использования снаряжение.
Самое главное, что вам нужно знать о своем снаряжении, написано в инструкции к изделию. Храните инструкцию к СИЗ в доступном месте и пользуйтесь ей при осмотре. Инструкцию ко всем товарам PETZL можно скачать на нашем сайте.
Если вы не знаете, кем и в каких условиях использовалось снаряжение, его необходимо отбраковать. Ведь любое происшествие (срыв или остановка падения, использование или хранение при экстремальных температурах и проч.) является причиной для немедленной выбраковки.
На изделии должен присутствовать серийный номер, и он должен быть читаемым. Из серийного номера вы можете узнать дату изготовления изделия. Существуют несколько видов кодификации (кодификация А использовалась до 2018 года, кодификация В начала вводиться с 2016 года и с настоящего момента используется только она)
Срок службы изделий PETZL из металла не ограничен, срок службы изделий из текстиля и пластика – 10 лет от даты производства. Это значит, что даже абсолютно новая обвязка, которая лежала 10 лет в упаковке, должна быть списана. На таких устройствах как RIG, I’D или STOP есть пластик, но основная часть выполнена из металла и срок их службы также не ограничен.
Дальнейшие шаги процедуры проверки отличаются для каждого изделия. Скачайте инструкцию по плановому осмотру а также бланк проверки снаряжения, если таковые имеются. Вы найдете их на нашем сайте, в карточке товаров:
Также там хранятся инструкции к товару, сертификаты (если имеются) и советы по уходу за снаряжением. Для проведения детального осмотра вы должны сравнить изделие с новым, чтобы можно было заметить следы деформаций или модификации изделия.
На семинаре в МГСУ нам показали очень много примеров: блоки, спусковые, каски, зажимы и стропы, которые подлежат немедленной выбраковке. Итак, самые популярные повреждения.
На касках и обвязках нельзя писать маркером. На каски нельзя клеить наклейки. Не надо обматывать все это изолентой! Клей и краска и все, что связано с агрессивными химическими веществами, может испортить структуру пластиковых и текстильных изделий. Вы можете только писать что-либо на текстильной или бумажной этикетке обвязок в специально отведенных местах. На каски можно наклеить специально созданные для этого наклейки Petzl и написать маркером что-либо на их поверхности.
Проверьте все места контакта с веревкой и с карабинами на износ. На некоторых изделиях есть специальные индикаторы износа, например на спусковом устройстве STOP.
Внимательно осмотрите изделие на наличие трещин.
При сильных нагрузках (например, при срыве) на металле образуются характерные повреждения, их можно найти при внимательном осмотре в местах соединения. В лупу можно увидеть сеточку из мелких трещин.
При деформации пластик меняет свой цвет. Внимательно осмотрите корпус каски изнутри и снаружи. Для обнаружения дефектов нужно снять все подкладки и аксессуары и осмотреть изделие на просвет с помощью лампы.
Нельзя модифицировать изделие, спиливать или отрезать его элементы и как-либо изменять конструкцию. Для обнаружения модификаций сравните его с новым.
Все зубчики должны быть на месте. Помимо этого их нужно проверить на износ.
Сравните изделие с новым во всех плоскостях.
Нельзя наносить маркировку посредством штамповки. Допускается только электрическая гравировка до 0.1 мм на корпусе изделия, рядом с серийным номером.
При контакте с химикатами веревки и стропы могут изменить свет и структуру.
Установите на веревку спусковое/страховочное устройство или зажим, убедитесь, что оно выполняет свои функции правильно.