Плато сложено из разрушенных слоистых известняков. На изготовление станции из своих элементов страховки уйдёт много времени. Можно попробовать привязаться к существующим деревьям. Иногда это получается, но чаще нет. Да и расстояние до этих деревьев исчисляется десятками метров. И ещё нюанс, не все деревья подходят для такой цели. К примеру, сосна, даже с толстым стволом - не очень надёжное дерево. Ветра истирают ствол сосны в районе комеля.
Выход только один — нужно делать стационарные спасательные станции. Можно, по старинке, забить кувалдой арматуру в трещины, и получить необходимый результат. Но, во-первых ржавая арматура выглядит ужасно, во-вторых куски арматуры, торчащие из скалы, очень опасны для туристов, а туристов здесь хватает.
Можно сделать спасательные станции из анкеров диаметром 12 мм и длиной около 120 мм. Но, во-первых, они должны быть из нержавейки, во-вторых, у шлябуров должна быть какая то «антивандальная» защита. Иначе ушки от шлямбуров украдут через неделю, а может быть и раньше.
Остаётся последний и, наверное самый, надёжный вариант - поставить клеевые анкеры Petzl BAT’INOX. Они устанавливаются на клей, они не ржавеют, они безопасны для туристов. И, что самое главное, их механическая прочность в пределах 50 кН. Каждый такой шлямбур можно использовать в качестве станции.
После того, как мы описали суть проблемы и вариант ее решения, анкеры в качестве спонсорской помощи нам предоставила компания ООО "Эталон", эксклюзивный дистрибьютор компании PETZL.
Работы проводились по следующей схеме:
Работы проводились три дня, в общей сложности было установлено 69 анкеров. На сегодня спасательные станции оборудованы практически для всех альпинистских маршрутов южной экспозиции Сокола. Расстояния между «финишными» станциями маршрутов и спасательными станциями в пределах 4-10 метров.
Станции пригодны для подъёма потерпевших с сопровождающими, и для спуска вниз.
Автор: Сергей Надточий