Авторы: Чанышева А.Ф., Чередниченко Ф.Л.
Подвесная система крепления пострадавшего к носилкам в зоне грудных креплений в первой модели была оборудована двумя плечевыми ремнями с поперечным грудным соединением. Эта система была достаточно удобной для точной фиксации пострадавшего. Однако данная конструкция имела следующие недостатки: 1) грудной ремень с дополнительной металлической пряжкой, который находится на грудной клетке пострадавшего; 2) невозможность быстрого доступа к грудной клетке без снятия ремней через голову пострадавшего, что создает ему дискомфорт и увеличивает вероятность задевания пострадавшего. Во второй модели носилок эта система заменена на два диагональных ремня, закрепляющих корпус тела пострадавшего. Введена цветовая кодировка ремней на всю подвесную систему (в первой модификации носилок цветовая кодировка присутствовала только на ремнях ножных обхватов).
Система для крепления пострадавшего к носилкам (подвесная система).
Пряжки фиксации подвесной системы на первой модели были раздельными, использовались двойные металлические пряжки на раздельных ремнях. Во второй модели пряжки ножных и грудных обхватов зафиксированы, ремни сшиты в единый узел. В третьей модели двойные пряжки заменены на быстросъемные, что сильно упрощает и увеличивает скорость снятия грудных и ножных фиксирующих ремней; их цветовые гаммы полностью соблюдены.
Пряжки фиксации подвесной системы
Крепление подвесной и защитной систем носилок к пластиковому основанию претерпело некоторое изменение. На модели 1 достаточно большое количество соединительных заклепок. В модели 2 – количество заклепок рационализировано. В модели 3 – данная логика крепления сохранена, количество креплений соответствует предыдущей модели.
Крепление подвесной системы к пластиковому основанию
Четыре прямоугольных профиля вставляется в 4 отдельных внутренних продольных кармана. У первой модели место завода профиля в карман находилось со стороны головы и закрывалось куском защитной ткани. Во второй модели введены изменения – профили вставляются в носилки со стороны ног и имеют отдельный закрывающийся клапан на липучке. Это более удачное решение сохранено и на последней модели носилок.
Положение профилей жесткости
В первых двух моделях поперечную жесткость задавала дюралевая пластина, расположенная в первой модели в зоне плечей, что приводило во время транспортировки (как горизонтальной, так и вертикальной) к сильному сгибанию пластикового основания; высокая нагрузка на пластиковое основание приводила к его деформации. Во второй модели дюралевая пластина смещена в сторону головы и зафиксирована между двух ручек для переноски. Это положение уменьшило нагрузку на пластиковое основание как при вертикальной, так и при горизонтальной транспортировке. Такое же решение сохранено и в третьей модели носилок. Однако эффект поперечного сдавливания носилками нижней части тела на первых двух моделях так и не был устранен.
Поперечное ребро жесткости
На третьей модели носилок установлено ребро жесткости между нижними ручками для горизонтальной транспортировки в ножной части носилок. Обе пластины закрываются клапаном на липучке. Данное решение позволило превратить носилки в горизонтальный «стол» без эффекта сдавливания пострадавшего. Это, несомненно, является удачным решением.
Дополнительное поперечное ребро жесткости на новой модели
Головное крепление носилок не претерпело существенных изменений. Изменения коснулись кольца головного крепления (рис. 7, фото 3), которое в последней модели имеет форму двутавра и увеличено по сравнению с предыдущей моделью.
Головное крепление носилок
Ножные крепления первой и второй моделей незначительно отличаются друг от друга по длине. Только бросается в глаза уменьшение колец. Однако на современных носилках кольца для крепления опять увеличены и использована форма двутавра, что говорит об облегчении конструкции и увеличении ее жесткости. Для крепления системы горизонтальной транспортировки Стеф предусмотрены отдельные стропы с петлями меньшей ширины, что дает, в свою очередь, свободу маневров для крепления ножных колец к горизонтальному троллею при использовании системы Стеф, что сильно упрощает маневрирование с пострадавшим в носилках (пострадавший не касается натянутого троллея).
Ножное крепление носилок
Цвет петли для крепления Стеф отличается. Ремни ножных креплений черные с кольцами на конце. Стропа с петлей для крепления системы Стеф серого цвета, начинается от основания ручки для транспортировки и оканчивается петлей, пришитой к ремню ножного крепления.
Ножное крепление носилок
Ножные упоры для пострадавшего в первой модели носилок представляли собой площадки из алюминиевого профиля с креплением на ноге. Данные площадки имели недостатки: 1) в отсутствии обуви на ногах опираться на них было неудобно; 2) протягивать загрязненный ремень через двойную пряжку было трудно и болезненно для пострадавшего (подворачивался голеностопный сустав). Во второй модели упоры были заменены на мягкие подставки под ноги, что увеличило площадь опоры для ноги. В третьей модели сохранено решение мягких подставок под ноги, сделаны более эргономичные пряжки и более мягкие ремни для подтягивания ножных упоров.
Ножные упоры
На первой модели защита ног никак не имела креплений к носилкам в закрытом состоянии, что приводило зачастую к ее выпадению в процессе транспортировки. На второй и третьей моделях носилок данная проблема была устранена добавлением тесемок с быстросъемными пластиковыми пряжками (фастекс), закрепленными на ремнях ножных упоров.
Крепление защиты ног
В креплении капюшона изменения коснулись пряжек и жесткости ремней. На первой модели - алюминиевые пряжки, на второй и третьей моделях пряжки пластиковые, при этом на третьей модели они более эргономичны. При фиксации головы на новых носилках сложностей не наблюдалось. Однако, стоит дождаться результатов эксплуатации в пещерных условиях – насколько станет жестче ремень, подтягивающий капюшон через пряжку?
Крепление капюшона
Наружная защита пострадавшего от грязи и брызг на первой модели носилок состояла из пяти частей – чехол для стоп и четыре створки, закрывающие тело (две на ноги и две на корпус тела). Во второй модели данная система упростилась до трех частей – чехол для стоп и две створки, закрывающие тело целиком. В третьей модели количество и размеры створок сохранены как в предыдущей. Пряжки для фиксации створок на пострадавшем остались без изменения с первой модели. Двойная металлическая пряжка является достаточно удобным конструктивным решением, которая позволяет не только аккуратно затянуть ремень без рывков, но и заправить ремень петлей для быстрого раскрытия створок, а также зафиксировать избытки ремня.
Пряжки и ремни наружной защиты пострадавшего
На первых двух моделях носилок изолирующий материал, на котором лежал пострадавший, был достаточно тонким – через него чувствовался профиль носилок. В последней модели эта проблема была решена путем утолщения материала. Скорее всего, этот материал добавит положительную плавучесть носилкам, что потребует дополнительных грузов для приведения их к нулевой плавучести. Несмотря на это, лежать в носилках стало более комфортно.
Мягкий материал для комфортного нахождения в носилках
Форма ручек сохранена в изначальном варианте. По субъективным ощущениям ручки последней модели более удобны для хвата руками. Однако необходимо протестировать в пещерных условиях – сохранят ли ручки свою мягкость после загрязнения?
Ручки для переноски носилок
Первая модель носилок не имела специальных петель для крепления подводного оборудования. Для этого планировалось использовать ручки для переноски носилок. На второй модели появились две петли для бокового крепления баллонов относительно пострадавшего. Однако, как в первой, так и во второй модели балансировка носилок подводными грузами не предусматривала специальных креплений, и это вызывало большие сложности при выравнивании носилок в горизонтальное положение и увеличение фронтальной площади в связи с креплением балансировочных грузов за ручки носилок. В третьей модели носилок для этого с каждой стороны предусмотрено 4 петли для крепления подводного оборудования и грузов. Распределение петель на равном удалении по всей длине носилок дает возможность их удобной балансировки как в продольном, так и в поперечном направлении.
Петли для крепления подводного оборудования
Для первых моделей носилок типовым решением для приведения носилок в горизонтальное положение было крепление дополнительными веревками к головной и ножным кольцам крепления носилок. Со второй модели появилась отдельная система горизонтального позиционирования – Стеф. Она также крепилась за те же кольца головного и ножного крепления носилок, что делало неудобным манипулирование ножными креплениями носилок при преодолении элементов навески. В современной модели данная проблема решена отдельным креплением Стефа за специальные петли, зафиксированные к ножным стропам с кольцами. Это позволило освободить кольца ножных креплений и иметь возможность маневра.
Горизонтальное положение носилок с использованием системы Стеф без пострадавшего
Крепление системы Стеф за ножные обхваты
В таблице ниже приведены замеры углов при различных положениях и высота от вертлюга до горизонтально расположенных носилок. Из таблицы видно, что фактически все модели сохранили свои изначальные параметры. Однако в последней модели было достигнуто горизонтальное положение носилок в пространстве, в отличие от ее предшественников.
Модель носилок | Крепление за головную точку. Угол наклона в вертикальном положении, град. |
Крепление за Стеф Угол наклона в горизонтальном положении, град. |
Крепление за Стеф Угол наклона в вертикальном положении, град. |
Расстояние от вертлюга Стефа до носилок, расположенных горизонтально, см |
1 | 97 | 7 | 73 | 97 |
2 | 96 | 5 | 73 | 97 |
3 | 97 | 0 | 71 | 96 |
Горизонтальное расположение
Все модели носилок представляют логичную цепочку развития системы для транспортировки пострадавшего в пещерах и в подводной среде.
Наиболее существенные отличия от предыдущих моделей:
1. Массо-габаритные параметры остались практически без изменений.
2. Добавлена поперечная алюминиевая пластина в зоне ног, что решило проблему обжимания нижних конечностей пострадавшего при горизонтальном расположении носилок. Теперь носилки сохраняют ровную плоскость, на которой лежит пострадавший. Это существенно увеличивает комфорт пребывания в носилках.
3. Установлены отдельные петли для крепления системы STEF к нижней точке крепления (справа и слева), что дает свободу маневра в работе с ремнями нижнего крепления носилок. При вертикальной транспортировке с использованием крепления STEF давление на бедра, смещено ближе к тазу пострадавшего.
4. Носилки при горизонтальной транспортировке с использованием системы STEF находятся в горизонтальном положении, в отличие от предыдущей модели, где отклонение носилок от горизонта составляло около 7 градусов.
5. Увеличено количество мест крепления для грузов при работе с носилками под водой, что делает удобным балансировку носилок.
6. Установлены быстросъемные пряжки в системе крепления пострадавшего к носилкам. Ремни в месте крепления пряжек ножных и грудных обхватов сшиты между собой с каждой стороны, что делает более удобной работу – пряжки не мешают друг другу.
7. На ножных обхватах установлены новые конструкции пряжек, что позволяет более мягко регулировать ножные упоры.
8. Ручки по бокам носилок сделаны из более износостойкого материала, чем в предыдущих моделях. Внутреннее наполнение стало более удобным для хвата рукой в перчатке.
9. Наконец-то появился защитный чехол для транспортировки носилок!
Третья модель носилок является качественно улучшенным продолжением линейки носилок Petzl NEST, что отразилось даже на надписи Petzl, которая к третьей модели заметно подросла.
Эмблема фирмы-изготовителя