Две вершины группы Латок в Каракоруме имеют одну схожую черту: они выглядят неприступными. Самая высокая точка Латок I высотой 7145 метров была покорена лишь однажды, с юга, в 1979 году японской экспедицией во главе с Наоки Такада.
Самая красивая попытка восхождения с севера была совершена в 1978 году. Четыре американца, Джефф и Джордж Лоу, Майкл Кеннеди и Джим Донини, отправились покорять Латок. Они решили пройти по северному гребню, который поднимается от ледника Чоктой. При этом у команды не было практически никаких сводок о погоде. Они пережили шторм, группе пришлось отступить всего в 150 метрах от вершины.
Так родился миф: северная сторона Латок I становится одной из «великих проблем» Гималаев. За этим последуют десятки попыток лучших альпинистов восьмидесятых, девяностых и двухтысячных годов, включая Раба Каррингтона, Мартина Бойсена, Бенегаса, а в недавнее время - Колина Хейли, Лука Линдич и Томаса Хубер. Но каждый раз Латок I оставался неприступным.
Том Ливингстон и его словенские товарищи не подозревали, что, как только они приедут, российская команда уже отправится на попытку преодоления знаменитого Северного хребта. Сергей Глазунов и Александр Гуков попали в шторм высоко на гребне и отступили. Глазунов погиб, а через шесть дней Гукова наконец спас вертолет пакистанской армии.
Оказавшись в базовом лагере после трагедии с Глазуновым, Том Ливингстон и словенцы, несмотря ни на что, решили продолжить восхождение. «Мы, конечно, были потрясены тем, что произошло, и все трое задавались вопросом, хотим ли мы все еще покорять этот гребень. Через три дня после спасения Александра гора была в удовлетворительном состоянии после недавней непогоды, и мы приняли решение ехать».
Они стартовали в час ночи 5 августа. «Условия были хорошие, кулуары часто были твердыми, было несколько крутых и полых участков льда, но все шло хорошо. Восхождение было разнообразным и продолжительным, всегда интересным. Также необходимо было обойти снежные грибы, даже если с точки зрения техники это было не слишком сложно, длина маршрута, высота над уровнем моря и недостаток сна сделали это крайне сложной задачей».
Преодолев три четверти пути, команда переместилась к западному седлу, между Латок I и Латок II, и двинулась наверх по южному склону. Этот маршрут не включает последнюю часть хребта, но это разумный выбор, который дал возможность подняться на вершину. Для Тома Ливингстона обход этого последнего участка гребня позволил ему сэкономить некоторые усилия для финального рывка. «Нашим приоритетом было подняться на Латок 1 с северной стороны по безопасному и быстрому маршруту. Успешное прохождение всего хребта - лишь второстепенная цель. У нас была идея пересечь правый угол и оказаться на южном склоне с самого начала. Мы знали, что последний участок северного гребня будет дорогостоящим с точки зрения усилий и времени ", говорит Том.
9 августа Том, Алес и Лука стояли на вершине Латока 1 «в типично шотландских условиях», через два дня они вернулись в базовый лагерь очень счастливые. «Нам повезло, у нас была хорошая погода, и мы собрали отличную команду».