whatsapp 8 495 134 74 46
Интернет-магазин 10:00 - 20:00
Спорт Промальп Фонари Подборки Техническая информация Блог
12 февраля 2019

Тесты буров LASER SPEED LIGHT в зимней Ала-Арче

В течение трёх недель новосибирский альпинист, трёхкратный чемпион России Александр Парфёнов испытывал ледобуры Petzl Laser Speed Light в зимней Ала-Арче. При этом получилось так, что лёд составлял примерно половину пройденных технических участков.

Petzl — первая фирма, выпустившая буры с телом из алюминиевого сплава со стальным наконечником, и ухо тоже алюминиевое. Все знают, что алюминий значит лёгкость. Удельная плотность алюминия — 2700 кг/м³, железа, стали — 7800 кг/м³. Получился, судя по характеристикам, весьма «вкусный» продукт. Облегчение на 40% без потери прочности (для стального и алюминиевого бура заявлено 1000 кгс).

Мне было очень интересно, как же поведут себя эти буры на «настоящем» зимнем льду — легендарном льду зимней Ала-Арчи, от которого, по слухам, молотки отскакивают, а фифы загибаются в штопор.

Едва вернувшись из-под Латока, я начал планировать зимний сезон. Выбор пал, как вы уже догадались, на ущелье Ала-Арчи в горах Киргизии. Была у нас давняя мечта пройти траверс всех вершин в ущелье, начиная с Бокса и заканчивая Учителем. Это неделя с лишним на высоте выше 4000 м, непрерывная работа на комбинированном гребне, а значит несколько километров льда, микста и драйтулинга. В общем, хороший повод испытать себя и обкатать снаряжение для будущих высотных проектов нашей команды.

Отдельные участки этого траверса классифицируются как 5Б, причём летом, а весь пазл обещал быть не слабее 6А. Для начала мы решили сходить 6А Беззубкина на Свободную Корею, который тоже обещал «порадовать» нас микстовым верхом.

Для таких восхождений, особенно траверса, учитывая короткий «рабочий» зимний день, малую группу и тот факт, что лидер, как и все, лезет с рюкзаком, очень важен вес снаряжения. От многого приходится отказываться, экономя по максимуму.

Вес

На восхождение мы взяли 10 буров LASER SPEED LIGHT 17 см. Первое, что поразило, это абсолютная невесомость буров. Обычно связка из 10-12 буров — самое тяжёлое, что висит на обвязке, а тут разница в 2-3 лишних бура вообще не ощущается.

Экономия в весе это не только физические ощущения — это повышение безопасности восхождения. Связка сможет находиться в камнепадоопасном кулуаре, под ледопадом меньшее время. Это возможность ходить в малой группе быстро, не экономя лишний раз на еде и одежде. С 10 буров получается 400 г — значит кто-то сможет взять лёгкий пуховичок или флиску.

 

Вкручивание

Теперь про «ходовые» качества. Буры SPEED LIGHT крутятся в зимний лёд до -20… -25 градусов и на высотах до 4000 метров легко, одной рукой и, как говорится, со свистом. Хочу уточнить, что я имею в виду новые буры. Сравнения буров, проработавших несколько сезонов на зимнем льду, не проводил, хотя на Латоке 1 в летний лёд пожившие LASER SPEED LIGHT шли нормально.

При холодах -30°C и на высоте 4500 буры приходилось крутить уже двумя руками, рычага не хватало, чтобы крутить одной рукой без остановки. Но так со всеми бурами, это, скорее, свойство Ала-Арчи зимой.

 

Конструктивные особенности

Покрытие. Были предположения, что покрытие быстро облетит или появятся забоины на витках резьбы от того, что буры контактируют поверхностью друг с другом, когда развешены на обвязке. Ничего подобного: покрытие не облетело, резьба тоже цела.

Забивание снегом. Немного хуже вытряхивается лёд после извлечения бура, чем на стальных собратьях. Но это всегда можно решить с помощью Petzl Multihook, который, кстати, используем для организации проушин Абалакова.

Рукоятка. Очень понравилась складная ручка. Занимает меньше места в «патронташе» на обвязке. Верёвка скользит по вращающейся ручке, не цепляясь, — нет риска, что при срыве верёвка ляжет на ухо и получит повреждения оплётки.

Ухо. Большое отверстие в ухе под карабин — можно легко выполнять манипуляции по перестёжке самостраховок, когда последний разбирает станцию.

 

Другие размеры буров

В дополнение к бурам длиной 17 см я брал буры длиной 13 см (с жёлтой ручкой) на случай страховки за тонкий натечный лёд. И не прогадал. Перед выходом на гребень на маршруте Беззубкина нам попалось метров 40 именно такого льда, толщиной в полбура.

Короткие буры 13 см быстро кончились, пришлось накидывать оттяжку полусхватом прямо на трубку бура! Как бы здесь пригодились ещё более короткие буры 10 см, которые Petzl выпускает с красной ручкой только, почему-то, в цельностальном варианте. Тем более что весили бы они «совсем ничего»: 70-80 г. Микст такой толщины встречается достаточно часто на сложных маршрутах в зимних горах, даже там, где летом льда нет вовсе. Но при этом, из опыта, такой лёд уже вполне надёжен для организации страховки.

Резюме

Вывод? Petzl умеют делать лёгкие, надёжные и удобные в эксплуатации вещи. Ещё один девайс появился и крепко обосновался в копилке перфекциониста альпснаряжения :)

Основы ледолазания: ACCESS BOOK №4 Техника ледолазания очень похожа на скалолазную технику. Однако в качестве окружающей среды выступает довольно хрупкий и капризный материал - лёд. Вместо скальников на вас кошки, вместо крючьев и закладок - ледобуры, а вместо пальцев - ледовые инструменты.
Ледолазание: экспедиция в Гималаи Отдаленная долина в Гималаях. Шестеро смелых скалолазов решили испытать себя на индийском льду, в месте, где никто еще ни разу на это не осмеливался. Цели: наладить контакты с местными жителями, проложить новые маршруты, оказать всяческую поддержку развитию ледолазания в этом регионе. В перерывах между обычным бардаком, который творится в путешествиях, и борьбой со сложностями, которые всегда сопровождают ледолазание, оператор и фотограф Остин Шмитц рассказывает об экспедиции.
Полезное снаряжение и аксессуары для ледолазания В ассортименте ледолазного снаряжения в последнее время появилось много нового. Мы не будем рассматривать ледовые инструменты, про них есть несколько отдельных статей. Обратимся к другой области – ледобурам, оттяжкам и различным аксессуарам.