В 1973 году семья Petzl изобрела первый «налобный фонарь» в том виде, в котором мы сейчас себе это представляем. У Поля родилась идея сделать фонарь, который будет полностью размещен на голове. Фернанд приспособил для этого фонарь и батарейный блок, которые использовались для установки на каску, а Кетрин раздобыла сотню эластичных ремешков для первой партии. Эта конструкция незамедлительно стала хитом. Более того, решение было на столько удобным, что стало стандартом для налобных фонарей на многие годы: корпус, батарейный блок и эластичный головной ремень.
У всех налобных фонарей есть эти три компонента. По мере развития технологий в области освещения и аккумулирования энергии корпус и батарейный блок фонаря часто сливались в одно целое. Однако тут нужно быть осторожным: один головной ремень не может выдержать слишком большой вес. Нужно делать фонарь легче или модифицировать ремешок (например, добавлять верхнюю стропу). Можно сделать очень легкий и компактный фонарь, используя вместо головного ремня втягивающуюся нить (модель ZIPKA), но это еще сильнее ограничивает допустимый вес, и такой фонарь никогда не будет самым мощным.
В течение более сорока лет конструкция фонарей была связана этими ограничениями: как сделать фонарь ярче, при этом чтобы он работал дольше, и одновременно удобно сидел на голове?
В Petzl нашли решение – фонарь IKO. Это новый взгляд на налобные фонари. Это решение, такое же элегантное, каким в свое время было изобретение первого налобника. IKO разработан, чтобы размыть границы между вами и вашим освещением, объединив инновации каждого их трех компонентов:
головной ремень AIRFIT – полностью новая концепция, позволяющая избежать ограничений, которые устанавливал текстильный ремешок
массив из семи диодов, расположенный на крошечном корпусе фонаря, дает крайне сбалансированный световой луч
батарейный блок с системой HYBRID CONCEPT – фонарь можно использовать со стандартными батарейками либо с аккумулятором CORE
Чтобы лучше понять, что такое AIRFIT, рассмотрим статус-кво: эластичный головной ремень устанавливает серьезные ограничения на фонари. Текстиль поглощает воду и пот, часто при этом причиняя дискомфорт. Если нужно поддерживать большой, тяжелый фонарь, то ремешок должен быть широким, объемным и хорошо подогнанным по голове. Он может изнашиваться от длительного использования, а фонарь хорошо держится на голове только пока ремешок эластичный и поддается регулировке. Есть причина, по которой это крепление очень широко распространено: не было другого выбора… до этого момента.
Система AIRFIT полностью игнорирует концепцию эластичного головного ремня. Она ищет вдохновение в других местах – среди корон и тиар. Головной ремень сделан из полужесткого материала, его форма соответствует контурам головы, он фиксируется на вашей голове, а не затягивается. В результате получается необычайно удобная система, которая идеально сидит на голове, равномерно распределяет вес корпуса лампы и аккумуляторной батареи, и в результате практически не ощущается на голове. Площадь контакта головного ремня снизилась на 75% по сравнению с традиционным ремешком, точек давления гораздо меньше, а циркуляции воздуха – больше. Гидрофобная поверхность отталкивает воду и пот. Более того, все провода, которые соединяют корпус фонаря и батарейный блок, надежно укрыты внутри головного ремня.
После того, как мы взяли в руки фонарь с системой AIRFIT, мы поняли, что эта конструкция решает еще больше проблем в тот момент, когда фонарь снимают с головы. Когда вам нужно, чтобы фонарь сохранял форму – он жесткий. Когда вам нужно компактно сложить его – он гибкий. Он прекрасно сидит не только на голове, но и на шее. Он сам раскладывается, принимая обычную форму, когда вам нужно осветить дорогу. Он легко упаковывается в специальный чехол-рассеиватель, чтобы путешествовать вместе с вами.
Итак, головной ремень AIRFIT – это визитная карточка и инновационная отправная точка, с которой начинается фонарь IKO.
Установка одного мощного диода в фонарь – не всегда удобно, иногда проблем при этом создается больше, чем решается. Сразу накладываются определенные ограничения на конструкцию. Необходимо следить за размером светового пучка, рассеиванием, диаграммой направленности и оптикой, возможностью регулировки, потреблением энергии и так далее, и так далее. Все это может приводить к потерям в комфорте, весе и производительности. Однако, с другой стороны, увеличение количества диодов более чем до 2 штук требует тщательной оптимизации отдельных лучей для обеспечения чистого и ясного света.
Прочный корпус фонаря объединяет в себе лучшее из обоих миров: маленький и легкий массив из семи диодов такой же мощный, как другие, более тяжелые версии фонарей. Инженеры долго трудились над тем, чтобы свет от всех диодов образовывал широкий, ровный, приятный глазу луч света. Корпус фонаря может поворачиваться почти на 180 градусов, так что вы можете направить луч именно туда, куда нужно.
Элементы питания – это извечная проблема фонарей. Чем больше емкость элементов питания – тем дольше и ярче может светить фонарь, но тем больше он весит. Вес и объем часто делают фонарь менее удобным. Тяжелый элемент питания, встроенный в корпус фонаря, может даже привести к тому, что фонарь начнет трястись и спадать с головы во время активных физических нагрузок. Также вечный вопрос – это тип элементов питания. Аккумулятор работает, только пока вам есть, где его заряжать, а одноразовые батарейки – только до тех пор, пока они не кончатся.
Все эти проблемы решает фонарь IKO. Он объединяет в себе мощность, малый вес, небольшой объем и комфорт. Аккумуляторный блок вынесен на затылок и поддерживается головным ремнем AIRFIT, при этом он совместим с уже знакомой вам технологией HYBRID CONCEPT. Все фонари Petzl HYBRID CONCEPT можно использовать как с аккумулятором CORE, таки с тремя батарейками типа ААА. В IKO также добавлена функция обнаружения аккумулятора CORE, она помогает оптимизировать производительность в зависимости от источника питания. Использование аккумулятора CORE в моделях IKO и IKO CORE автоматически увеличивает максимальный световой поток с 350 до 500 люмен. Эта функция дает вам еще одну причину обратить взгляд на аккумулятор CORE (который и так экономит ресурсы, как финансовые, так и природные).
Если ручные инструменты должны быть продолжением руки, то налобный фонарь должен быть продолжением ваших глаз. IKO, расположенный на голове, будет направлен туда, куда обращен ваш взор, он делает мир ярче, совершенно не мешаясь при этом. Все инновации, представленные в IKO, направлены на устранение границ между вами и вашим светом, а результат этого – фонарь, который работает и функционирует, как ничто другое.