whatsapp 8 495 134 74 46
Интернет-магазин 10:00 - 20:00
Спорт Промальп Фонари Новости Статьи Техническая информация
17 марта 2021

RAD SYSTEM - опыт использования во фрирайде

Тема альпинизма во фрирайде часто начинает интересовать райдеров уже после того, как они попали в неприятную ситуацию, уехав по не знакомой линии и остановившись перед обрывом. Хорошо, если есть вариант безопасного траверса или пути отхода пешком вверх, но бывает так, что без альпснаряжения вы просто не можете двинуться никуда дальше, не подвергнув себя серьезному риску падения.

RAD SYSTEM - опыт использования во фрирайде

 

В таких ситуациях у подготовленных райдеров в рюкзаке припасен необходимый минимум альпинистского снаряжения. Помимо вынужденных ситуаций, есть еще один вариант использования данного снаряжения - это расширение зоны катания, ведь часто чтобы добраться до нетронутых склонов нужно преодолеть препятствия, которые остановили других райдеров.

В этой статье мы не будем углубляться в обширную тему ски-альпинизма и передвижения с веревкой в горах, также не будем рассматривать эвакуацию из трещины, т.к. это требует как специальных знаний техники работы с веревкой, так и тактики хождения/катания в группе. Тут речь пойдет про опыт использования RAD System как аварийного комплекта для безопасного спуска по крутым или отвесным склонам.

Для начала рассмотрим, что же входит в набор RAD SYSTEM

Набор для фрирайда и скитура Petzl RAD SYSTEM

Оборудование, входящее в данный комплект, предназначено для эвакуации из трещины и в целом комплект является полным, за исключением личной обвязки (беседки), которая в любом случае докупается отдельно.

Для организации спуска нам также понадобится:

Использование RAD SYSTEM во фрирайде

Использование RAD SYSTEM во фрирайде

 

Из набора RAD SYSTEM убираем зажим TIBLOC и блок-ролик MICRO TRAXION, они нужны при эвакуации из трещин, но для спуска они не понадобятся. Чуть подробнее про каждый элемент снаряжения.

Основным элементом RAD SYSTEM является уникальная по своим свойствам гипер-статическая веревка RAD LINE, которая весит всего 660 г при длине 30 метров. Для сравнения, альпинистская динамическая веревка, предназначенная для страховки и спуска, не бывает тоньше 7.5 мм и весит не меньше 40 гр/м, что при длине 30м составит не менее 1,2 кг и займет куда больше места в рюкзаке.

При этом нужно помнить, что статическая веревка RAD LINE отлично подходит для вытягивания пострадавшего из трещины и для спусков, но совершенно не годится для страховки и может быть опасна при движении в связке по леднику. Это связано с тем, что статическая веревка абсолютно не растягивается при нагрузке и не гасит энергию рывка, т.е. при срыве вся нагрузка приходит на другие элементы снаряжения и на тело спортсмена. Если вы собираетесь использовать RAD LINE для передвижения в связке, внимательно ознакомьтесь со всеми техническими советами PETZL на эту тему, а лучше всего пройдите обучение у профессиональных гидов.

Карабины Sm’D SCREW-LOCK. Легкие, компактные D-образные муфтованные карабины, которые можно использовать в самых разных ситуациях. С ними легко и просто работать даже в перчатках.

Петля ST’ANNEAU из материала DYNEEMA. Предназначена для организации точек страховки и страховочных станций или использования в качестве стропа для позиционирования. Также может использоваться как петля для присоединения спускового устройства.

Обвязка. Подойдет любая альпинистская обвязка, идеально подойдут ски-турные модели FLY, ALTITUDE, TOUR, т.к. их можно надеть, не выстегиваясь из лыж/сноуборда.

Спусковое устройство. REVERSO или VERSO. Специально спроектировано для использования на двойной веревке. В отличии от классической восьмерки или узла UIAA не крутит веревку и обеспечивает достаточное трение даже на малых диаметрах веревки - для этого в спусковом устройстве используют 2 карабина вместо одного. Использование других спусковых устройств типа восьмерка может повредить веревку и устройство или не обеспечить достаточного трения для безопасного спуска.

Вспомогательный репшнур диаметром 6 мм для вязания схватывающего узла.

Подготовка к спуску

Подготовка к спуску с обрыва

 

Для начала нужно определиться с точкой крепления веревки. Идеальный вариант - это живое дерево или выступ скалы, надежность которых не вызывает сомнений. В некоторых случаях на них потребуется установить станцию, специальную петлю, и уже к ней крепить веревку для спуска. Другие варианты (типа снежного якоря и пр.) мы не рассматриваем ввиду их специфичности.

Длина спуска. Ваша веревка RAD LINE имеет длину 30м. Чтобы организовать спуск с последующим сдергиванием веревки, ее нужно сложить пополам, т.е. мы получаем длину спуска в пределах 15м. До начала спуска нужно понять, достигните ли вы безопасной зоны в конце спуска или сможете ли добраться до точки, на которой можно организовать перестежку (следующее надежное дерево). Идеальный вариант, если у каждого в группе есть RAD SYSTEM и вы можете связать две веревки и получить эффективную длину спуска в 30м.

Производитель рекомендует связывать веревки обычным проводником и оставлять концы в 30 см, также вы можете использовать встречную восьмерку. На свободных концах веревок обязательно нужно завязать контрольные узлы, чтобы исключить случайный выход веревки из спускового устройства в конце спуска.

Спуск с отвесного участка во фрирайде

 

Страховка в опасной зоне

В опасной зоне вы должны находиться на самостраховке. Для станции удобно использовать петлю дайнемо или кордалет.

Итак, спуск

Есть два способа расположения спускового устройства – ниже и выше схватывающего узла. Каждый способ имеет свои плюсы и минусы. Если в вашем спуске нет резких перегибов веревки на рельефе, то гораздо удобнее будет располагать спусковое устройство выше схватывающего узла. Для этого на обвязке закрепляется сложенная вдвое петля дайнемо, и уже на нее ставится спусковое устройство. Схватывающий (например австрийский схватывающий, клеймхайст) узел крепится через карабин напрямую к обвязке.

Основной плюс такого расположения в том, что спортсмен может в любое время отпустить веревку и повиснуть на схватывающем, а затем в любой момент продолжить спуск, просто потянув за схватывающий узел. Узел в этом случае не затянется, как в первом варианте, так как он расположен после спускового устройства и на него приходится только часть всего веса. Основной минус же в том, что при передвижении по сложному рельефу спортсмен будет испытывать трудности при прохождении перегибов веревки.

Подход к обрыву

 

Если же при использовании первого способа схватывающий узел, расположенный выше спускового устройства, затягивается под весом спортсмена, то для продолжения спуска необходимо его ослабить, снять с него всю нагрузку. Для этого, в зависимости от рельефа, можно использовать как сам рельеф, так узел «стремя» или еще один схватывающий узел, завязанный из кордалета выше спускового устройства.

Важно помнить правила вязания схватывающих узлов, в частности, что веревка, из которой вяжется узел, должна быть тоньше, чем та веревка, на которой вяжется узел. Таким образом, при толщине основной веревки RAD LINE 6мм и такой же толщине репшнура, схватывающий узел возможно вязать только вокруг двух основных веревок.

Во время спуска следите, чтобы веревка не проходила вплотную к деревьям или скалам, это может затруднить ее сдергивание.

Резюме – бери с собой RAD LINE, с ним ты найдешь приключения даже на абсолютно ровном на первый взгляд месте.

Спуск успешно завершен

 

Безусловно эта статья является обзором современного снаряжения и рекомендуемых техник, а не самоучителем по альпинизму. Помните, что научится альпинизму по учебникам или видеороликам невозможно!

Фрирайд на лыжах или сноуборде - как спуститься с обрыва Фрирайд, или катание по неподготовленным склонам – это прекрасное, захватывающее, и вместе с тем довольно опасное занятие. Лыжника (или сноубордиста) поджидает множество опасностей: лавины, камни, реки, обрывы. В этой статье мы рассмотрим проблемы, связанные с рельефом, а точнее – один из вариантов преодоления отвесных склонов.
Как сменить лыжи на кошки на крутом склоне Во время фрирайдного катания может возникнуть такая ситуация, когда склон становится слишком крутым и опасным. В этом случае нужно снять лыжи, переобуться в кошки и подняться (или спуститься) по склону. Этот маневр, такой простой и понятный на ровной поверхности, на крутом склоне превращается в невероятно сложную задачу.
ACCESS BOOK n°2: как подготовиться к скитуру? Этот буклет создан, чтобы помочь вам подготовиться к скитуру. Вы найдете в нем список оборудования и советы по подготовке к следующему выходу.