Апрельским утром приземляюсь в Катманду и на пару дней растворяюсь в бесконечных извилистых улочках этого удивительного города, набитого сверху донизу фантастическими храмами, дворцами, ступами, оглушающими мотоциклами, снующими торговцами и напоминающего бурлящий муравейник. На следующий день встречаю Сашу, моего друга и напарника по предстоящему восхождению. Еще раз проговариваем график маршрута, изученного нами вдоль и поперек за последние 2 месяца подготовки к экспедиции. Прощаемся не без грусти с Катманду и уже в 3 часа утра отправляемся в маленький городок Рамечап, откуда теперь летает большинство рейсов в Луклу.
Путь из Катманду по узким, петляющим горным дорогам занимает аж 4 часа, в то время как перелет в Луклу длится…всего лишь 10 минут! И вот, наконец, мы в легендарной отправной точке большинства непальских экспедиций, на высоте 2800м.
Разительный контраст со столицей – вместо жары, пыли, шума и гама – звенящая тишина раннего утра, опьяняющий прохладный горный воздух и заснеженные пики вокруг вместо ступ. Впереди у нас – долгий, семидневный поход навстречу нашей главной цели – посреди цветущих рододендронов и суровых гималайских пиков, через перевалы высотой не менее 4500м почти ежедневно. Но зато акклиматизация будет у нас что надо, - воодушевляемся мы и без всяких сомнений отправляемся в путь.
На седьмой день после прилета в Катманду мы совершаем восхождение на Мера Пик высотой 6450м. Это наша акклиматизационная вершина перед Барунтце. Успешно спускаемся, еще пара дней подхода и вот перед нами – наша красавица – огромный, величественный и внушающий определенный трепет массивный пик.
Базовый лагерь Барунтце, так же как и БЛ Эвереста, находится на высоте 5400м – не сказать, что это самое комфортное место для заслуженного отдыха и восстановления сил. Но, как водится, более мягкую альтернативу Гималаи нам почему-то не предложили, предоставив нам шанс довольствоваться тем, что есть. Отдыхаем, как можем, мучаясь бесконечными бессонницами и с тревогой наблюдая, как снижаются наши показатели кислорода в крови.
Путь на вершину проходит через два лагеря – на 6100м и 6400м, откуда ранним утром нужно выйти на штурм. Технически маршрут, как мы узнали из фильмов и описаний, не самый сложный, с преодолением склонов крутизной градусов до 50, но перила у нас, согласно достигнутым обещаниям, провешены до самого конца, так что беспокоиться кроме погоды не о чем – мы сделали для подготовки все, что могли. В радужную картину вносит поправку наш высотный шерпа – оказывается, перила провешены всего лишь до лагеря 1, а дальше – нас ожидает первозданная целина. «Отличная» новость после проделанного нами непростого и довольно изнурительного пути. Но деваться нам уже некуда…
В следующие несколько дней, я в полной мере почувствовал на себе, каково это -- быть высотным шерпой. Вместе с Сомом, нашим гидом, мы упоенно работали до высоты 6750м, таща и провешивая 400м перил. Снег был неоднородным, якоря держали сопливо, приходилось рыть ямки, чтобы глубже утаптывать точки страховки. Да и сам маршрут, как водится оказался намного сложнее, чем нам представлялось. За 2 дня мы упахались в хлам, кислород упал ниже всяких возможных показателей, а пульс в покое вырос до 110. Под конец дня мне не хотелось ни пить ни есть, ни двигаться, а только лежать неподвижно, недоумевая, отчего же мне так хреново.
В ночь перед штурмом не спим вообще - мысли роятся в голове, как пчелы, жалят сознание, не дают отключиться. Вышли в 3 часа ночи - безветренно, ясно, не холодно - одним словом, погода идеальная для штурма. Однако высоту набираем слишком медленно – тропить тяжело, уходим в снег по колено (мы, к слову, в этом сезоне первые на горе), а выше отметки в 6750м заканчиваются наши перила. Приходится переходить на попеременную страховку, что еще больше замедляет наш темп.
Постепенно в мозг вплывает уныние, заменяя собой надежды на успех. На удивление легко проходим берг, разрезающий Барунтце от уха до уха (главное, не подавать виду перед моими товарищами, как здесь все хрупко). И нам открывается неожиданно узкий нож предвершинного гребня, трухлявые карнизы, крутые склоны, обрывающиеся отвесные стены южной и северной экспозиции горы. Вершина уже близко – вот она перед нами, и в то же время бесконечно далеко.
Увы, нам ее не достичь в этот раз, в противном случае спуск с горы превратится для нас в «игру в кости» с Господом Богом. А мы хорошо знаем, кто обычно выходит из нее победителем. Стиснув зубы от досады, я в последний раз бросаю прощальный взгляд на свою мечту (сопроводив его парой хлестких выраженьиц из известного всем альпинистам и не только языка) и решительно (не дай бог, передумаю) начинаю спуск к ребятам.
Гора не пустила нас на свою вершину в этот раз, но позволила спуститься. А это означает – шанс вернуться сюда однажды. И это главная награда, которой мы удостоились. Спасибо, Барунтце, и до встречи!